Слияния и поглощения. Как реорганизовать предприятие и зачем это нужно

Слияния и поглощения. Как реорганизовать предприятие и зачем это нужно

Не нужно думать, что слияния и поглощения это термины применимые только к тому, что происходит на Wall street. Средние и малые предприятия тоже могут использовать эти инструменты. Чтобы стать большими нужно расширяться и оптимизировать налогообложение. И того и другого можно добиться реорганизовав компанию.

[tag1]

Бывают случаи когда вас могут заставить реорганизовать фирму. Например, если вы заняли весь рынок (наши поздравления!) и стали монополистом, Федеральная антимонопольная служба прикажет вам разделить компанию на части. Проделать это можно либо путем разделения, либо путем выделения. В первом случае, одно юрлицо делится на несколько и перестает существовать, а во втором юрлицо отделяет от себя ухо или нос часть и продолжает работать как раньше. Иногда этим приемом пользуются крупные корпорации для упрощения управления. А еще так можно разойтись с партнерами, Потанин и Прохоров в свое время так и поступили.

Еще один случай, когда реорганизация может быть принудительной, наступает, когда в вашем Обществе с ограниченной ответственностью, количество штатных сотрудников переваливает за 50. По закону вам нужно сменить организационно-правовую форму на Открытое акционерное общество. Этот способ реорганизации называется «преобразование».

В остальных случаях реорганизация происходит по искреннему желанию сторон. Гражданский кодекс РФ предусматривает пять форм реорганизации: разделение, выделение, преобразование слияние и присоединение.

Слияние приводит к тому, что участвующие в процессе компании перестают существовать, а вместо них появляется новая, к которой переходят, полномочия, имущество и долги. Эту форму реорганизации чаще используют в финансовой сфере, когда нужно объединить (сравнимые) активы, но оставить за партнерами возможность совместного руководства.
Присоединение — это когда большая компания «съедает» маленькую, поэтому этот процесс часто называют поглощением. Но если в американских фильмах он часто подается как нечто плохое, то на практике это не всегда так. Часто крупные компании, присоединяя к себе маленькие, дают им возможность развития. Например, недавно Кировский тракторный завод (Спб) присоединил к себе Завод бурового оборудования, который терпел убытки из-за снижения добычи нефти и нуждался в инвестициях. Кировский завод получил новое перспективное производство, сохранил работу уникальным специалистам. Все в плюсе.

Процедура реорганизации состоит из нескольких этапов:
После принятия акционерами решения о реорганизации и заключения соответствующего соглашения нужно в трехдневный срок уведомить налоговую. Территориальное подразделение этого органа внесет в реестр соответствующую запись.
В течение пяти дней после уведомления налоговой, нужно уведомить всех кредиторов организации, если таковые имеются. Сделать это нужно официальным письмом.

За следующие 30 дней, информацию о реорганизации нужно дважды опубликовать в СМИ. В данном случае, это значит на бумаге. Газеты бесплатных объявлений публикуют такое только за деньги, так что придется обратиться в «Калужскую неделю» или «Калужский перекресток». Много не тратьте, публикация — это формальность.
Перед реорганизацией нужно провести инвентаризацию имущества юридического лица и составить отчетный документ об оценке имущества предприятия. В зависимости от того сходитесь вы или расходитесь вам понадобится передаточный акт или разделительный баланс.

В случае если в результате реорганизации юридическое лицо перестает существовать его нужно снять с контроля в налоговых органах и в фондах, закрыть счета и уничтожить печать. Новое юридическое лицо должно пройти все стандартные процедуры регистрации.

Читать также