Болтун находка для конкурента. Нужна ли вам защита коммерческой тайны?

Болтун находка для конкурента. Нужна ли вам защита коммерческой тайны?

У всех нас есть тайны, а у некоторых даже коммерческие, давайте разберемся, как их защитить.

В российском законодательстве есть такое понятие как «коммерческая тайна». Это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Поскольку содержание коммерческой тайны — конфиденциальность информации, следует определить, что считать такой информацией. [Tag2]

В общем, к этому понятию можно отнести практически любые сведенья, которые по вашему мнению могут принести выгоду конкурентам. Исключения составляют сведенья о нарушении закона и публичная информация, доступная в открытых источниках. Все остальное, в принципе, можно объявить коммерческой тайной. Но есть некоторые трудности.

Фиксировать и блюсти

Коммерческую тайну нужно оформить документально. Для этого нужно создать положение о тайне. Строгой формы для него не существует, но там должны быть просто и прямо названы и перечислены все сведенья и виды информации, которые сотрудники компании не имеют права передавать не сотрудникам компании. Например, результаты переговоров, код программ, рекламные бюджеты, перечень клиентов и т.д.

Кроме того, нужно описать кто, кому и какую информацию имеет право передавать. Если главный бухгалтер имеет право сообщать маркетологу — на каких принципах основан расчет его квартальной премии — так и напишите: имеет право, если нет — тоже напишите, что не имеет права.

[Tag1]Следующим шагом должны стать изменения в трудовых договорах всех сотрудников: там должен появиться пункт об обязательном соблюдении коммерческой тайны. И самое важное — нужно собрать с каждого сотрудника расписку в том, что он читал положение о коммерческой тайне. Это, во-первых, дисциплинирует, а во-вторых, для суда (в случае каких-либо разногласий по этим вопросам в будущем), чем больше бумажек, тем лучше!

А причем тут суд?

Доказывать факт разглашения сотрудником коммерческой тайны часто приходится в суде, а суд будет в первую очередь выяснять, знал ли сотрудник о том, что сведенья, которые он доверительно разбалтывает бармену, относятся к коммерческой тайне и соблюдается ли в компании эта тайна вообще. И тут мы подходим ко второй сложности — тайну надо соблюдать.

Это значит, что помимо документов должны быть еще и процедуры соблюдения секретности. К обязательным процедурам относится, например, ведение журнала доступа к засекреченной информации. Если вы засекретили, скажем, посещаемость сайта, но некоторым сотрудникам иногда нужно на нее смотреть — каждый раз нужно фиксировать.

Еще одна обязательная процедура и пометка всех документов, содержащих коммерческую тайну, соответствующим штемпелем или иной отметкой, она должна быть хорошо видна, чтобы никто не мог «отмазаться», что не видел.

Хорошим показателем серьезного отношения компании к коммерческой тайне будет наличие системы контроля почты сотрудников и вообще — доступа в интернет, чтобы было видно кто, что и кому отсылает. Ну и классика жанра — отсутствие USB-портов.

А что будет за разглашение?

Почти ничего. Работодатель может уволить сотрудника — это максимум административной ответственности, которую может понести сотрудник. Если в результате разглашения компании был нанесен материальный ущерб, то сотрудник вроде как обязан его возместить. В Трудовом кодексе даже есть статья 243, которая предусматривает основания полной материальной ответственности, к ним относится разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную) в случаях, предусмотренных федеральными законами. Но федеральные законы, где описаны эти случаи, еще не приняты, так что полная материальная ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, не применяется.

Помните, что оформление и соблюдение коммерческой тайны нужно преимущественно для того, чтобы сотрудники знали, что есть темы, на которые с посторонними говорить нельзя. Большинство тайн разбалтываются просто так, от тихой грусти, тщеславия, желания впечатлить и просто по-пьяни. Это вам любой разведчик подтвердит.

Всё тайное, рано или поздно становится пьяной исповедью

При этом нужно быть реалистами. Если кто-то из ваших работников сознательно решит передать секретные сведенья конкурентам, никакие бумаги его не остановят и, скорее всего, у вас не окажется на руках серьезных доказательств факта передачи. Если сотрудник ушел к конкурентам, и у тех, неожиданно, появилась вся ваша клиентская база — это серьезное основание для обращения в суд, но еще не доказательство. От таких случаев может помочь соглашение о не конкуренции, но это отдельная тема.

На самом деле в большинстве случаев тема разглашения коммерческой тайны появляется в суде из-за того, что сотрудник не доволен своим увольнением. То есть он что-то кому-то рассказал, работодатель об этом узнал и уволил его, а он пошел в суд и доказывает, что либо ничего не рассказывал, либо рассказал, но это не было тайной. И вот тут-то и вступают в дело все перечисленные выше доказательства того, что в компании оформлена и соблюдается коммерческая тайна.

Как видно, коммерческую тайну довольно сложно соблюдать, так что большинство компаний может обойтись простой дисциплиной. В сфере IT или финансов, она, безусловно, нужна, а вот в большинстве других сфер проще выстроить работу в компании так, чтобы сотрудники имели доступ только к той информации которую им нужно знать.

Читать также