Начальник городского Управления экономики рассказал о калужской воронке для инвесторов

Начальник городского Управления экономики рассказал о калужской воронке для инвесторов

Когда весной этого года у Калуги появился новый Городской Голова, одним из первых его кадровых назначений стал новый начальник городского Управления экономики — Александр Архангельский, который до этого был замом Дмитрия Разумовского в Минэкономразвития Калужской области. Объясняя этот шаг, Дмитрий Разумовский сказал, что взял с собой Архангельского потому, что тот знает, как привести в Калугу инвесторов. Наш корреспондент попытался понять так ли это.

— Более 10 лет назад, когда Калуга только начала заниматься привлечением инвесторов в экономику региона, основной идеей было создание инфраструктуры, которая требуется инвесторам для своих предприятий и проектов. Скажу банальность, но есть инфраструктура — есть жизнь. Стоит поставить скамейку в месте, где её никогда не было, так сразу вы увидите людей, сидящих на ней. Так же и с инвесторами, которые охотнее идут не в чистое поле, а в места где уже есть предпосылки для успешной реализации задуманного. Необходимо отметить, что идеи и опыт Калужской области легли в основу регионального инвестиционного стандарта, ключевого проекта Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. В настоящее время мы четко видим два основных тренда с инвестициями. Во-первых, объем инвестиций снижается — это общемировой тренд, особенно заметный в России. Во-вторых, в России складывается ситуация высокой конкуренции между регионами по привлечению инвесторов. При этом субъекты предлагают с небольшими отличиями примерно одни и те же условия. Налоговые и таможенные преференции, наличие инфраструктуры, рынков с небольшим логистическим плечом и прочее. Для иллюстрации можно привести пример с бизнес миссией Калужской области в Швецию в ноябре прошлого года. В российском торговом представительстве в Стокгольме собралось порядка 150 представителей шведского бизнеса, где кроме Калужской делегации ещё несколько регионов России представляли свои инвестиционные возможности. Понимая тренд и имея действующие шведские предприятия в Калужской области (Вольво, например), мы отстроили нашу презентацию, в то время как все остальные выступали словно под копирку — особая экономическая зона, индустриальный парк, налоги, логистика и т.д. Даже слайды были практически одинаковые. Через полчаса таких презентаций видна была на лицах присутствующих своего рода потерянность в однообразной информации. В общем, в условиях возросшей конкуренции требуются иные подходы к привлечению инвесторов в регион и город.

— И какие подходы вы видите?

— Стратегия понятна — поиск новых каналов привлечения инвесторов, более сфокусированные предложения не инфраструктурного порядка, а предложений по возможным объемам рынка сбыта при размещении производства в регионе, переформатирование процесса поиска и привлечения инвесторов. На самом деле, привлечение инвесторов — это понятная технология, которую необходимо запустить и поддерживать систему в рабочем состоянии. Если коротко, есть два ключевых показателя — срок привлечение инвестора и воронка инвесторов (отношение количества запущенных предприятий к количеству первых встреч с потенциальными инвесторами). Стратегия простая — первый показатель сокращаем, второй увеличиваем. Работая в Министерстве экономического развития Калужской области, мы провели исследования этих показателей на примере работы индустриальных парков и особой экономической зоны на горизонте в 9 лет. Мы получили соответственно 5 лет и 1:23, то есть из 100 инвесторов, с которыми мы вступили в переговоры, через 5 лет предприятия открывают всего 4 компании.

— Да, но всем этим уже занимается Агентство регионального развития Калужской области и Минэкономразвития. Причем тут город Калуга?

— Упомянутые вами институт развития и региональное ведомство занимаются привлечением инвесторов в индустриальные парки, особую экономическую зону и другие территории опережающего экономического развития, привлечением крупных инвесторов в муниципальные районы нашего региона. Тем не менее, на территории Калуги есть земельные участки, браунфилды, объекты, которые могут быть потенциально интересны инвесторам. Наша политика заключается в активной собственной работе с максимальным использованием инструментов и возможностей региональных институтов развития. Мы уже заключили соглашение с Агентством Государственно-частного партнёрства Калужской области и Агентством развития туризма Калужской области. Сейчас готовим соглашения о совместной работе с Агентством регионального развития Калужской области и Агентством развития бизнеса Калужской области. Надеемся, что получим синергетический эффект от сотрудничества.

— Здесь действительно нужны все эти соглашения?

— Во-первых, в соответствии с действующим российским законодательством взаимодействие региональной и муниципальной власти должно быть оформлено юридически. Во-вторых, так мы фиксируем цели нашего сотрудничества, чтобы чётко понимать куда движемся. В любом случае наша позиция — мы живем в нашем городе, в нашем регионе и поэтому должны выступать единой командой. От привлечения инвестиций в город Калугу, в Калужскую область выигрываем мы все.Начальник городского Управления экономики рассказал о калужской воронке для инвесторов

— Зачем инвестору приходить в Калугу, если есть индустриальные парки?

— Они подходят далеко не всем инвесторам. Те инвесторы, которые не смогли найти себя в индустриальных парках, ищут возможности в других местах нашей области. Калуга же может закрыть часть потребностей в инвестиционных площадках. Их перечень в Калуге сформирован не до конца. Это не тривиальная задача — вроде бы есть участок, но непонятно у кого он в собственности, какие коммуникации к нему подведены или могут быть подведены, какому инвестору он может быть интересен. Стоит задача до конца года сформировать и описать пул таких объектов в Калуге.

— Какие инвесторы сейчас нужны Калуге?

— Нам нужны инфраструктурные проекты, проекты в сфере улучшения городской среды и ЖКХ. Интересна сфера туризма, развитие транспорта, информационных технологий. Точку роста видим также в привлечении инвестиций в рамках реализации в Калужской области национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». К примеру, в части улучшения городской среды, мы сейчас реализуем пилотный проект с компанией Меркатор. С помощью специальных автомобилей, оснащённых фотоаппаратами и лазерными установками они за один день оцифровали 130 километров дорог в Калуге и создали 3D-модель города. Параллельно мы оснастили 50 единиц уборочной техники необходимыми датчиками и бортовым оборудованием компании Меркатор. Теперь мы контролируем уборку улиц в отдельных районах города в режиме реального времени. В дальнейшем планируем тиражировать этот пилотный проект на всю Калугу.

— Такое впечатление, что вся эта инвестиционная политика — она для крупного бизнеса, а среднему и малому тут места нет.

— Это ошибочное впечатление, которое складывается, вероятно, из-за того, что о крупных инвесторах много говорят. На самом деле, чаще мы общаемся именно со средним и малым бизнесом. Крупный инвестор не всегда заинтересуется восстановлением старинных домов в центре Калуги, а для небольшой компании это может стать хорошим инвестиционным проектом.

-Мне кажется, что найти бизнесмена, который вложит деньги в реставрацию трехсотлетнего дома, совершенно нереально.

— Реально. Да, это не просто, но реально. Если это делается в других городах, почему это не сделать и нам. Тем более, есть у города такая потребность. Есть инвесторы, которых интересует этот вид деятельности, к тому же появились новые возможности. Все привыкли, что государство и бизнес работают через 44-ФЗ или 223 ФЗ, но есть и другие формы взаимодействия, при отсутствии бюджетов они становятся все более актуальными. Например, концессия — непростой, но перспективный инструмент.

— А какие в вашей работе есть критерии эффективности?

— Есть прогнозные показатели по объемам инвестиций, которые мы можем привлечь, рассчитанные на три года вперед. Совсем недавно мы защитили этот проект. Однако какие бы цели ни значились в прогнозах, мы всегда должны стараться сделать больше — это и сотрудников стимулирует и пользы, в конце концов, приносит больше.

— Ваш предшественник, незадолго до того как сменил место работы, успел написать и принять «Концепцию социально-экономического развития Калуги». Как вам этот документ?

— Следует отметить, что разработка любой концепции или стратегии это работа коллективная. Что касается ответа на вопрос, то это документ, с которым можно работать. Особенно, с учетом стратегии развития города, представленной нынешним Городским Головой города Калуги.

— Я считаю, что это ахинея какая-то, а не концепция.

— Это не так. Концепция всегда живой документ, так как в современном мире ситуация меняется очень быстро, и что было актуальным вчера, сегодня требует доработок и изменений. К примеру, сейчас стоит вопрос о том, что национальные проекты «Здравоохранение» и «Образование», будут интегрированы с национальным проектом «Цифровая экономика». Это очень многое меняет, в том числе потребует доработок соответствующих стратегических документов. Мы будем в этом жить.

Начальник городского Управления экономики рассказал о калужской воронке для инвесторов

— У вас нет ощущения, что идея цифровой экономики оторвана от нашей реальной жизни? Какое «цифровое здравоохранение», если тетеньки в регистратурах не умеют пользоваться компьютером?

— Это пройдет. Это вопрос невозможности не использовать, вопрос обучения и удобства пользования. Когда в Москве появились платные парковки, я был решительно против, почему должен платить деньги за то, что ранее было бесплатным. Но со временем понял, что это удобно — приехал в центр и можно сразу припарковаться, не накручивая кругов в поисках места. Более того, я сначала пользовался паркоматами, считая, что приложение по оплате парковок может неправильно работать и могут возникнуть проблемы. Паркоматов мало — до них нужно было идти, зачастую пару сотен метров, к тому же, если требовалось продление, нужно было возвращаться. Очень не удобно. Пришлось попробовать приложение…Теперь пользуюсь только им. У многих проблем, про которые вы говорите, иногда просто высокий психологический порог вхождения — трудно сделать первый шаг. Со временем станет легче. В том числе и в силу объективных причин. Волна цифровизации нас все равно накроет, хотим мы этого или нет. Лучше быть не гребне этой волны, чем бултыхаться внутри нее.

— Когда я готовился к нашей встрече, я слышал от представителей бизнеса такое мнение, что управление экономики и привлечение инвесторов несовместимы. Потому, что привлекая инвесторов нужно им помогать, а управление экономики умеет только запрещать.

— Это не так. Я верю в то, что в большинстве случаев можно найти способ взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом. Если речь не идет о нарушении закона — мы всегда готовы бизнесу помогать. Всегда стараюсь придерживаться принципа — не надо искать причин, почему что-то невозможно сделать, нужно находить возможности — как сделать. Так что, если у калужских бизнесменов, есть проекты и предложения по развитию бизнеса, мы готовы встречаться и обсуждать. Звоните, назначим встречу, обсудим и сделаем.

Читать также