12 проектов Путина

12 проектов Путина

Национальные проекты — это, конечно, замечательно, но кое-что всегда надо подшлифовывать и вряд ли надо какие-то решения считать за догму.

Анатолий Артамонов,

губернатор Калужской области.

 

Если вы не смотрите телевизор, то вряд ли слышали о новых национальных проектах, стартовавших в нашей стране в этом году.

Возможно, для кого-то словосочетание Приоритетный национальный проект ассоциируется с теми далекими временами, когда доллар стоил 28 рублей, из всех динамиков звучал «Черный бумер», а Путин все никак не мог решить, кого же назначить преемником: Медведева или Иванова. С тех пор национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Доступное жилье» были более-менее успешно завершены и сам термин благополучно забыт.

Но вот в прошлом году он неожиданно вернулся обиход. По итогам очередных майских указов было разработано сразу 12 приоритетных национальных проектов.

Если коротко, о чем там?

  1. Новый нацпроект поздравоохранению нацелен наборьбу с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, путем введения стандартных протоколов лечения. Ну и заодно цифровизацию всей системы здравоохранения, так что в скором времени в регистратуре вам будут отказывать в выдаче цифровой карточки.
  2. Нацпроект пообразованию ─ предполагает строительство новых школ иновых общежитий для студентов, а также перевод учебников в электронный вид.
  3. Нацпроект «Жилье игородская среда»— развивает идеи стандартизации жилья, чтобы застройщикам было проще стоить дешевые дома. В городах продолжат создавать комфортную городскую среду.
  4. Нацпроект «Международная кооперация иэкспорт» ─ подразумевает упрощение процедурыэкспорта российских товаров. Всех, не только нефти и газа.
  5. Нацпроект поддержки производительности труда ─предполагает стимулирование предприятий кувеличению производительности труда. Тем, у кого она будет высокая, будут давать какие-то льготы от государства. А тем, у кого производительность труда растить не будет, пришлют каких-то экспертов, которое расскажут, что надо делать.
  6. Нацпроект «Безопасные икачественные автомобильные дороги» предполагает ремонт истроительство автодорог в крупных городах. Перепадет ли что-нибудь Калуге, пока непонятно.
  7. Экологический нацпроект— это создание системы сортировки ипереработки мусора и улучшение экоситуации в 12 центрах металлургии и нефтепереработки.
  8. «Цифровой» нацпроект— заключается вподключении госсектора, школ и больниц к широкополосному интернету и, вообще, строительство «цифрового государства».
  9. Научный нацпроект— ничего кардинально нового— больше грантов, больше денег в системе РАН, больше денег на новые приборы.
  10. Инфраструктурный проект— развитие скоростных контейнерных перевозок поРФ. Скоростные железные дороги и внутренние водные пути.
  11. Культурный нацпроект— ремонт всего, что пришло вупадок: музеев, концертных залов, театров, библиотек и сельских клубов, а также «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ».
  12. Нацпроект развития малого исреднего предпринимательства— опять ничего нового — поддержка, кредиты и упрощение процедур.

Национальный бизнес-проект

Структура национального проекта включает пять федеральных проектов: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и популяризация предпринимательства.

Цели у нацпроекта довольно амбициозные. Он предполагает увеличение на 30% численности занятых в сфере малого предпринимательства с нынешних 19 млн до 25 млн человек к 2024 году. На финансовую поддержку предпринимателей планируется потратить 178 млрд руб., объем кредитного портфеля МСП должен вырасти с 4 трлн до 9 трлн руб.

Масштабно выглядит и цель удвоения за шесть лет объема госзакупок у малого бизнеса — с нынешних 2 трлн руб. до 4,2 трлн руб. Целевой показатель экспорта на этом фоне выглядит куда скромнее — доля МСП-экспортеров, включая ИП, должна достигнуть 10% (сейчас — 6%).

В рамках нацпроекта планируется развивать систему льготного налогообложения для самозанятых граждан. Планируется, что к 2024 году в ней зарегистрируются 2,4 млн человек, то есть 100% самозанятых граждан.

В целом для малого и среднего бизнеса предполагается упростить получение кредитов и господдержки, в том числе доступ к системе госзакупок. Нацпроект предполагает к июлю 2019 года создание единого агрегатора мер господдержки. К ноябрю 2019-го «Бизнес-навигатор» должен быть интегрирован с информационной системой промышленности ГИСП — в том числе для организации сбыта продукции.

Хорошо, в чем подвох?

Пожалуй, если запланированные в национальном проекте показатели будут достигнуты, ситуация в экономике России действительно улучшится. Но в возможности достижения этих показателей верится с трудом. Просто потому, что нацпроект не предлагает никакой новой системы поддержки малого и среднего бизнеса, а лишь усиливает напор в рамках давно существующей.

Малый бизнес кредитуют и снабжают субсидиями уже давно, но это не работает. Вот, например, за 2015-2016 гг. в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», на реализацию мероприятий поддержки МСП, направлено 152,8 млрд. рублей. При этом финансовая помощь была оказана небольшому количеству субъектов МСП в 2015 году — 4% общей численности субъектов МСП, в 2016 году порядка 1%.

Один из главных показателей программы господдержки МСП — количество новых рабочих мест в секторе. Оно, по данным Счетной палаты, снизилось со 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017-м.

И вообще, количество МСП в нашей стране снижается. За 2018 год количество малых предприятий сократилось почти на 2,5 тысячи.

О причинах снижения числа предприятий МСП и перспективах нового национального проекта мы говорим в подкасте ДопОфиса


 

Но у них есть какой-то план

Реализация всех нацпроектов в значительной степени будет зависеть от работы в регионах. И федеральный центр не собирается пускать эту работу на самотек. В регионы спустят KPI и конкретные планы со сроками и задачами. При этом задачи будут формироваться, исходя их потребностей региона, а те субъекты, которые будут справляться лучше остальных, получат премии.

Примечательно, что срок подписания всех договоров с регионами истек 15 февраля 2019 года. Чтобы получить трансферты из бюджета, регионы подписываются под показателями, которые узнают только потом. Кроме того, у некоторых регионов скопились обязательства по выполнению майских указов 2012 года.

И вообще, если в большей части национальных проектов можно представить себе какой-то конкретный план достижения целевых показателей — нужно построить 100 км дорог, начинаешь строить — то в части увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства простые решения на ум не приходят.

Читать также