Выход из гаража. Можно ли вывести из тени микробизнес?

Выход из гаража. Можно ли вывести из тени микробизнес?

По большому счету, это история о недоверии и страхе. В своем нынешнем виде теневая экономика сложилась из недоверия к государству и страха перед будущим. Миллионы талантливых и инициативных людей по всей стране совершают, если угодно, акт гаражного эскапизма — прячутся от государства, образуют закрытый круг, а могли бы приносить пользу обществу, или хотя бы просто пополнять бюджет.

Государство, в целом, проявляет некоторую озабоченность объемами теневой экономики в стране, ведь по некоторым данным они достигают 20% ВВП. Для борьбы с этим неприятным явлением придуман закон о самозанятых и начата масштабная борьба с фирмами-однодневками и обналичкой. Для этой же цели банкам даны широкие полномочия по блокировке счетов и пресечению подозрительных транзакций. Словом, карательная машина запущена на полный штык.

А между тем, многие предприниматели, скрывающие от государства свой бизнес, просто не видят причин, по которым им следует перейти на светлую сторону. Самым простым и безобидным примером того, как и почему люди не хотят делиться с ФНС своими радостями, можно считать гаражные автосервисы.

Личные мастера

Вот два Андрея, можно сказать, социальные близнецы. Обоим чуть за 30, оба женаты, оба выплачивают кредиты, оба несколько лет работают у официального дилера иностранной автомобильной марки, а в «свободное» время трудятся в собственном нелегальном автосервисе в одном из гаражных кооперативов Калуги. Оба отказываются фотографироваться, потому что боятся полиции, налоговой и осуждения коллег по нелегальному бизнесу.

Выход из гаража. Можно ли вывести из тени микробизнес?

— Зачем вам у официального дилера работать?

— Официальное трудоустройство. Чтобы в голодный месяц было чем х..й посолить — грустно шутит первый Андрей. — Тут большая сезонность. Декабрь-январь-февраль, а иногда еще и март — тут работы мало. Там тоже мало, но она точно есть. Ну и на пенсию капает.

— И клиентов можно уводить, да?

— Можно. Их уводить не надо, на самом деле. Те, у кого гарантия заканчивается, сами телефоны просят. Это нормальная практика, все так делают. Человек привыкает к личному мастеру, понимает, что ему можно доверять и продолжает с ним работать, когда гарантия заканчивается.

Экономика их предприятия выглядит так: аренда гаража с подъемником обходится Андреям в 20 тысяч в месяц. Клиенты, в хороший месяц, приносят около 50-55 тысяч. Т.е. работая в гараже по 12-15 часов в день, каждый из Андреев прибавляет к официальной зарплате где-то по 15 тысяч. Если бы они платили налоги, вся эта затея вообще не имела бы смысла.

— Есть такие, кто в гараже по 80 тысяч поднимает — признается второй Андрей — Но это, типа, известные мастера со связями и с опытом. Мы начинающие, еще.

— А у автодиллера можно стать известным мастером и зарабатывать по 80 тысяч?

— Ты угораешь? Там все нацелено на извлечение сверхприбыли. Им надо раздеть клиента, пока он на гарантии, пока он к сервису привязан. Вот, чтобы поменять масло, клиент отдает где-то 600 рублей. Из них мастер получает 60, все остальное идет сервису. Тут я поменяю его за 400, половину отложу на аренду и все равно получу больше, чем на официальном сервисе. В среднем, работая на сервисе, ты будешь получать 8-10 процентов от стоимости ремонта, в гараже всегда 50%.

В гараж тянет многих

Явление «гаражной экономики» неплохо изучено, к нему то и дело обращаются экономисты и социологи. Известно, что зародилось оно в 80-е годы прошлого века, когда по всей стране стали как грибы, расти гаражные кооперативы, а расцвело в 90-е, когда миллионы рукастых мужиков остались без работы.

По данным фонда «Открытая Россия», в 2015 году в 12 исследованных ими регионов доля занятых в теневой экономике составлял от 30 до 40 с лишним процентов. Доля гаражников в этих процентах, в зависимости от региона, достигает 50%. Наибольший процент гаражников — в Ульяновске, Тольятти, Набережных Челнах. В Ульяновске 15% трудоспособного населения заняты исключительно в гаражной экономике. Калуга не входила в это исследование и у автора этого текста есть чувство, что у нас процент «гаражников» вовсе не так велик, но если в экономике все будет идти так, как сейчас, он может быстро вырасти. И вовсе не за счет автосервисов.

Вот — Дмитрий, много лет официально занимался полиграфией, как индивидуальный предприниматель. Визитки, дипломы, буклеты, меню для ресторанов — В 2010, когда он начинал, этот стандартный набор позволял ему содержать семью, снимать офис недалеко от центра Калуги и платить некоторые налоги. Не все, конечно, но платить.

— Все одно к одному ведет — рассказывает Дмитрий, сидя за рулем джипа, который у него теперь вместо офиса — Конкуренция выросла, все себе разных печатных станков понапокупали, а денег у людей стало меньше. Иногда кажется, что вот-вот и в стране вообще деньги закончатся. Потом начали за счетами следить, потом аренда выросла, теперь налоги подняли. На фиг мне это нужно?

В общем, кода у Дмитрия родился ребенок, он закрыл ИП, перевез всю технику в гараж и работает по той же клиентской базе, только налоги не платит совсем. Помимо очевидного, это обстоятельство дает ему еще и конкурентное преимущество — он может снижать цены и лишать клиентов те полиграфические сервисы, которые пока еще платят налоги.

Всем, на все…

Другой молодой мастер, Виталик, успевший поработать в нескольких официальных сервисах и в нескольких гаражах, называет еще одну причину, по которой мастеру нужна «белая» работа.

Выход из гаража. Можно ли вывести из тени микробизнес?

— Воровство. Работая официально, ты имеешь преимущество в виде мелких расходников: перчатки, баллончики, мелкие инструменты и масло. Все это можно унести себе в гараж и использовать при обслуживании собственных клиентов.

— Сервисы должны же за такое наказывать!

— По большому счету, им пох..й. Ну как ты докажешь, что кто-то перчатки украл? У нормального сервиса расходников много, их не считают. И сейчас в этом деле большая проблема с кадрами, нормальных мастеров мало, нормальных менеджеров вообще нет. Всем, на все нас…

— Погоди! А масло? Менеджеры позволяют масло выносить?

— Масло воруют не у сервиса, а у клиентов. Можно недолить, можно вообще другое залить, пока клиент кофе пьет. Менеджеры из-за такого ругаться не станут. Я же говорю. Всем, на все…

— Но клиент же может заметить

— Ваня! Всем, на все нас…

Нужно сразу быть богатым

У нелегальных предпринимателей можно заметить какой-то избирательный страх перед государством. Они боятся чиновников и бюрократов, но совершенно не боятся силовиков. Перспектива сбора бумажек, возни с бухгалтерией, документооборот и прочие атрибуты легального бизнеса, пугают их больше, чем штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

— А не боитесь вы, что вас налоговая накроет? — допытываюсь я до одного из Андреев.

— Может, налоговая накроет, может, не накроет. Кому мы нужны, кроме коллекторов?

— Т.е. вообще нет причин начинать легальный бизнес и платить налоги?

— Если я буду платить налоги, получится, что работаю я столько же, или даже больше, а получаю — меньше. Вообще в России, чтобы начать свой бизнес нужно сразу быть богатым. Вон всякие … [выходцы из республик Кавказа — прим. ред.] у них сразу откуда-то деньги есть, они сразу открывают свои магазины низких цен и все — сразу успешный бизнес. А я куда сунусь? Только кредит брать под конский процент. А потом, когда все прогорит, квартиру продавать, чтобы его вернуть.

Альтернативный выход

В этом году в стране стартовал национальный проект поддержки малого и среднего предпринимательства. Одной из задач которого объявлена популяризация предпринимательской деятельности. Там есть конкретный целевой показатель, к 2025 году число предпринимателей в России должно вырасти на 2,5 миллиона.

Для того чтобы его достичь, государство будет выделять деньги на позитивные публикации в СМИ и бесплатные курсы бизнес-мастерства для начинающих предпринимателей. Но них вряд ли научат, как быть, если работа в «белую» лишает твой бизнес всякого смысла.

В стране работают миллионы предпринимателей, о которых ни ФНС, ни государство в целом не имеет никакого понятия — вывести их из тени, и предпринимателей прибавится не на 2,5, а на 5-10 миллионов. Тем более что в Калуге есть рабочий пример легализации гаражного бизнеса. Он так и называется «Альтернатива».

Степан Горбенко не прячет лица и даже, наоборот, готов позировать. Год назад он собрал пятерых мастеров по починке авто с разной специализацией и объединил их в артель.

Выход из гаража. Можно ли вывести из тени микробизнес?

— Идея была в том, чтобы людей, обслуживавшихся у официальных дилеров, людей, которые знают, что такое клиентская зона, плитка на полу, бесплатный кофе и мойка перед началом работ, не пустить в грязные гаражи. Тех, кто туда попал, вытащить очень сложно, но новых можно по пути в гараж перехватить. Забрать тех, кто отвалился от дилера из-за того, что там дорого и долго.

Схема такая: Степан Горбенко открыл ООО «Альтернатива», специализирующееся на работе с корпоративными клиентами, оно взяло в аренду помещение и путем субаренды распределило его между четырьмя индивидуальными предпринимателями.

ИП Агапкин занимается поставками запчастей, ИП Шкурлетов — сход-развалом, ИП Анохин — диагностикой и электрикой, а ИП Иванов — слесарными работами.

По такому же принципу работают некоторые салоны красоты, но оказалось, что он применим к более сложным процессам.

Если приходит клиент и говорит: «Почините мне мотор», ему отвечают: «Знакомьтесь, ИП Иванов, он решит вашу проблему». Если в починке нуждается подвеска, отправляют к ИП Шкурлетову. Из полученных за работу денег мастера оплачивают налоги и аренду.

Когда работы много Альтернатива привлекает механиков по срочным трудовым договорам. Как правило, это тоже сотрудники дилерских сервисов, перехваченные по пути в арендованный «гараж», и получившие вместе с легальной подработкой базовые трудовые права.

Выход из гаража. Можно ли вывести из тени микробизнес?

Начальника в сервисе нет — у всех равные права. Затраты на рекламу, электричество, интернет, вывоз мусора и работу специалиста по охране труда делятся на всех. Специальные инструменты и агрегаты покупаются в складчину, и никто не ворует, потому что это будет воровство у себя.

— И трафик! Приезжает клиент на диагностику к ИП Анохину и видит, что вокруг чисто, что на соседнем посту масло меняют, на другом — тормозные колодки… Ему нравится, он запоминает. Он бы может быть к ИП Иванову и не приехал никогда, если бы тот работал в гараже. Приезжают водители юрлиц, с которыми работает «Альтернатива». Они пригоняют рабочие машины, но у них есть и личные. Они видят, что у нас много разных мастеров — искать не нужно. В этом вся идея и заключалась: сегментировать услуги и создать поток клиентов. В складчину это оказалось выгодно.

Открытие альтернативного автосервиса обошлось приблизительно в 4 миллиона. Можно было потратить меньше, но покупали только новое оборудование, а в аренду брали сразу 500 квадратных метров. Расходы на оборудование частично субсидировало Агентство развития бизнеса Калужской области. Все пятеро (4 ИП и директор ООО «Альтернатива») просто пришли в АРБ и через месяц получили компенсацию.

— Все очень просто. АРБ назначает персонального менеджера. У нас была девочка Марина. Она рассказала о программе (там есть разные — для действующих ИП и для вновь открытых), об условиях, о том, какие суммы можно получить, дала перечень документов. Если мне память не изменяет, для тех, кто только открылся, максимальный размер субсидии 350 тысяч и им можно покрыть до 70% стоимости. Грубо говоря, на 400 купил, на 300 тебе субсидировали. Классно!

Выход из гаража. Можно ли вывести из тени микробизнес?

Вложенные деньги еще не начали отбиваться, только весной этого года сервис начал работать в настоящий плюс, что для первого года работы — вполне неплохо. Главное, что артельная, или можно сказать, кооперативная схема оказалась рабочей. Можно подумать, что, то же самое можно было организовать и без легализации, но это не так. Нелегальному бизнесу не дадут ни кредитов, ни субсидий, к нему не придут корпоративные клиенты, он даже об открытии сообщить не сможет, ведь ему нельзя подавать рекламу.

— Для меня лично главная мотивация работать легально — это будущее. Работает в гараже парень, которому 25-30 лет — жалко представить его в этом же грязном гараже в 50 лет растапливающего самодельную буржуйку, чтобы не замерзнуть зимой. Надо просто посмотреть в будущее. Я в своем будущем гаража не вижу. Тем, кто сейчас там сидит, надо как-то выбираться.

Читать также