Небезопасно или просто невозможно? Социология бизнеса в России.

Небезопасно или просто невозможно? Социология бизнеса в России.

Нашумевшие данные нового опроса, проведенного Федеральной службой охраны, на самом деле, просто добавили деталей в картину, которая итак всем видна. Но польза от него все-таки наличествует — зафиксировав отсутствие позитивных перемен, опрос все-таки дает представления о том, что нужно делать.[Tag1]

Во всем виноваты чиновники?

Главная цифра всего исследования — 84. Именно такой процент бизнесменов считает, что заниматься бизнесом в России не безопасно. Главной опасностью для бизнеса они называют необоснованное возбуждение уголовных дел и невозможность адекватной защиты от произвола силовиков и чиновников. 41% опрошенных бизнесменов из числа тех, кто подвергался уголовному преследованию, назвали причиной возбуждения уголовного дела конфликт с другими бизнесменами, 36,7% — личный интерес силовиков или чиновников.

Цифра 84 встречается в опросе ФСО дважды — 84% предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию, полностью или частично, лишились бизнеса.

Данные подтверждаются опросом, который в 2017 году проводил Российский союз промышленников и предпринимателей. К бизнесу власть относится, «как к кошельку», ответили 48% опрошенных РСПП представителей компаний. Все меньше предпринимателей считают, что власть воспринимает их, как младшего или равного партнера. 15,8% компаний убеждены, что власть относится к бизнесу, как к питательной среде для коррупции. И лишь 2% респондентов полагают, что «власть относится к бизнесу как к конкуренту».

Особенно любопытно эти данные смотрятся в сочетании с прошлогодним исследованием ВЦИОМ на тему отношения россиян к предпринимательской деятельности. Согласно ему, доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается (с 32% в 2008 году — до 22% в 2017 году), а оценивающих подобную перспективу, как нежелательную, — растет — с 49% в 1991 году — до 68% в 2017 году.

При этом население не доверяет не только чиновникам, но и самому бизнесу. 62% россиян, по опросу ВЦИОМ, считают, что вести честный бизнес в России, в принципе, невозможно. Впрочем, доля тех, кто считает, что честный бизнес возможен, с 2007 года выросла с 21% до 34%. Но возможно, это связано с трансформацией в общественном сознании понятия «честности» того или иного бизнеса.

О чем говорят все эти скучные цифры?

[Tag2]Во-первых, о том, что к реализации национального проекта по развитию МСП приступают в очень сложный период и, кажется, не с той стороны.

В рамках нацпроекта, чтобы поддержать малый и средний бизнес, Правительство планирует упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, расширить доступ МСП к льготному финансированию, заняться популяризацией малого предпринимательства и т.д.

А нужно пересмотреть уголовную ответственность по «предпринимательским» статьям и вообще начать хоть какую-то борьбу с отжиманием бизнеса через привлечение полиции и силовиков. Или ужесточить наказания за процессуальные нарушения и коррупцию в рядах правоохранительных органов. Ведь использовать УК для решения хозяйственных конфликтов, можно только привлекая тех, кто следит за соблюдением УК. Путин об этом ежегодно говорит.

Во-вторых, о том, что в обществе наличествует трехсторонний раскол. С одной стороны — власть и очень крупный бизнес, с другой — бизнес, а с третьей — все остальное население. И все друг друга не любят, все друг другом недовольны. У каждой стороны в этом конфликте есть своя правда, но никто не получает от него никакой выгоды.

В-третьих, ни одно из ведомств, занимающихся исследованием общественных настроений, не интересуется мнением социальной группы «чиновники и госслужащие». Среди них не проводят опросы про отношения с бизнесом и населением. Интересно, почему?

Читать также