Гибкий график, близкий к вахте. Что пытаются спрятать за 4-х дневной рабочей неделей

Гибкий график, близкий к вахте. Что пытаются спрятать за 4-х дневной рабочей неделей

Россияне, в целом, настороженно отнеслись к идее Дмитрия Медведева добавить в рабочую неделю еще один выходной. И правильно сделали. ДопОфис объясняет, почему.

С чего все началось

Выступая на 108-й сессии Международной организации труда, Дмитрий Медведев пустился в размышления о том, что если постоянно гнаться за успехом, можно сильно устать и сделал предположение, что будущее — за четырехдневной рабочей неделей, как новой основой социально-трудового контракта.

Спустя некоторое время, уже почти затерянную в информационном потоке идею поддержала контролируемая «Единой Россией» Федерация независимых профсоюзов России.  Сама партия идею также поддержала.  Следом не выдержал Минтруд, выпустив сообщение о том, что переходить на четырехдневную рабочую неделю можно хоть сейчас.

Но теперь то, что сначала походило на какую-то не слишком удачную остроту, превратилось в конкретное поручение. Дмитрий Медведев дал поручение Минтруду оценить влияние четырехдневной недели на экономику, в том числе на производительность труда и социальную сферу. Работа будет проводиться совместно с Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

Откуда ноги растут?

РСПП и ФНПР уже не первый десяток лет то и дело выступают с предложениями по изменению рабочего графика россиян. Например, в 2010 году «профсоюз олигархов» предлагал ввести возможность для работодателя менять трудовой договор в одностороннем порядке не только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, что прописано в действующем ТК, но и «по причинам экономического характера». Типа, в экономике кризис – будем работать по 10 часов и без сверхурочных. Один из авторов того законопроекта, Михаил Прохоров, ссылаясь на данные ФНПР, говорил о том, что инициатива об увеличении продолжительности рабочего дня, исходит из «трудовых коллективов».  Трудовые коллективы не входящие в ФНПР тогда активно возразили.

Какие четыре дня, когда недели не хватает?

Простое повсеместное введение четырехдневной рабочей недели, пусть даже и по десять часов, вероятнее всего, навредит производственному процессу, считает руководитель Центра бережливого производства, занимающегося реализацией Нацпроекта по повышению производительности труда, Алексей Ермаков.

— Первое, что нужно знать о производительности труда и экономике в России – для промышленности у нас дорогие деньги и предприятиям, занимающимся серийным производством их не хватает. Это приводит к тому, что они не могут вовремя закупать сырье и комплектующие, а значит, не могут работать в постоянном ритме. В производственном цикле начинаются разрывы. Простои сменяются штурмовщиной и переработками, за которые нужно дополнительно платить. Иногда заводы вынуждены даже работать в выходные дни, а это оплачивается в двойном объеме! Если предприятиям семи дней не хватает, представьте, что будет, если ввести четырехдневную неделю! Поэтому предложенная инициатива должна рассматриваться только в рамках отдельных отраслей экономики.

Гибкий график, близкий к вахте

Как сообщил ДопОфису источник, близкий к министерству труда Калужской области, никакой официальной позиции по поводу четырехдневки у ведомства еще не сформировано, но среди специалистов по рынку труда тема изменения числа рабочих дней обсуждается исключительно с точки зрения возможности внедрения гибкого графика. Некоторые предприятия уже обратились в ведомство за разъяснениями по внедрению гибких графиков, привязанных к технологическим процессам.

На данный момент, в отечественной правовой системе внедрение гибкого графика, в большинстве случаев, регулируется отраслевыми соглашениями – это такие правовые акты, которые описывают принципы социально-экономических отношений между работниками и работодателями в одной определенной отрасли экономики. У работников нефтегазовой промышленности — одно соглашение, у металлургов — другое, у пчеловодов – третье. В каждом из них описываются возможные варианты графика работы, в том числе и гибкие.

Сейчас гибкость графика ограничивается Трудовым кодексом РФ. Например, в нем есть ограничения по количеству рабочих часов в неделю, в месяц и в год. Ослабление этих ограничений, в теории, позволит лучше синхронизировать автоматический и ручной труд на многих современных предприятиях, или ввести условный вахтовый метод на предприятиях с нестабильным производственным процессом. Продолжительность рабочего дня и их количество при таких условиях будет на усмотрении работодателя.

Платить будут меньше?

Вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя инициативу, говорила о том, что на первом месте должна стоять забота о гражданах: «какую заработную плату они будут получать — такую же, как получали, когда были заняты пять дней, или уменьшенную». Об этом же беспокоились и большинство Россиян — 89% опрошенных ВЦИОМ респондентов согласились, что из-за сокращения числа рабочих дней снизится размер заработной платы.

Но, строго говоря, вопрос о четырехдневной рабочей неделе — не про зарплату. Принцип «меньше работаешь — меньше получаешь» реализован уже сейчас. Зарплата привязана либо к выработке, либо к количеству отработанных часов. Мы привыкли работать 40 часов неделю, но есть мнение, что современные технологические процессы этого уже не требуют.

А может и правда пусть будет 4 дня?

Руководство австрийской компании, занимающейся производством косметики Unterweger, как раз сейчас проводит эксперимент аналогичный тому, который замыслил Дмитрий Медведев. Сделали пятницу нерабочим днем и раскидали пятничные часы по другим дням. У них идея сработала: за эти шесть месяцев такого эксперимента выросли продажи и улучшился климат в коллективе.

Но это Австрия. Согласно данным ВШЭ, 64% россиян регулярно трудятся в вечернее время, по ночам и в выходные. Половина россиян, участвовавших в исследовании, заявили, что работают по ночам несколько раз в месяц, а каждый четвертый — несколько раз в неделю или ежедневно. Около 60% респондентов работают в выходные, как минимум, раз в месяц, а около половины — несколько раз в месяц или каждую неделю. При таком раскладе, лишний выходной, пожалуй, не помешал бы.

Но по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда в России в 2017 году, составила 26,5 долларов в час. Россия уступает всем странам ОЭСР, кроме Мексики, где она составляет 21,6 долларов.

При этом о стремительной автоматизации рабочего процесса тоже говорить преждевременно. Доля предприятий, которые активно тестируют или уже используют инструменты диджитализации, не превышает 10–15%. Согласно данным Росстата, отечественную промышленность точнее характеризует стабильное увеличение степени износа основных фондов. Средний возраст мощностей в нефтепереработке — 19 лет, в металлургии — 17 лет, в химическом производстве — 14 лет.

По данным Минпромторга, 60% (из 200 опрошенных) крупных и средних компаний в ближайшие 2 года планируют автоматизировать системы работы с технической документацией и купить станки ЧПУ. Скоро ли в таких условиях роботы заменят человека, прикиньте сами.

Итого

Технический прогресс неумолим и когда-нибудь роботы обязательно восстанут и уничтожат человечество достигнут такого уровня развития, что смогут заменить человека на большинстве производств. Тогда всем нам, действительно, придется пересмотреть свой рабочий график, но случится это не скоро.

Сейчас инициатива о четырехдневной рабочей неделе выглядит как красивое название для процесса пересмотра действующих норм трудового законодательства. При этом речь идет, вероятно, не об обязательном для всех переходе на четырехдневную рабочую неделю, а о возможности для крупной промышленности вводить сотрудникам такой график работы который будет оптимально сочетаться с другими технологическими процессами и не приводить к переплатам за сверхурочные.

Разговоры о том, положительно или отрицательно это скажется на здоровье сотрудников в целом, не имеют никакого смысла – и отмену перехода на летнее время, и повышение пенсионного возраста тоже аргументировали заботой о здоровье. А вот на правовую систему страны это окажет, скорее, негативное воздействие. В дополнение к налоговым льготам, условная «нефтянка» получит еще и преференции в области трудового права.

Читать также