Экономический блок Правительства подготовил сразу два документа, направленных на улучшение бизнес-климата в стране. Минфин разработал «инвестиционный кодекс», а Минэкономразвития — План «Трансформация делового климата». Из этих документов ясно, какой бизнес наше государство больше любит: большой или маленький.
Напомним, что план выхода из текущей экономической ситуации, по замыслу нашего государства, прост: вливаем деньги в экономику через национальные проекты, стимулируем бизнес инвестировать в экономику, деньги крутятся — все хорошо. Но пока все идет не по плану и нацпроекты все никак не наберут нужного темпа. И бизнес не то чтобы совсем перестал инвестировать деньги в развитие, но делает это с такой осторожностью, что эффекта от вложений почти невидно.
По данным Росстата, в первом полугодии 2019 г. общий объем инвестиций в основной капитал (без субъектов МСП и серой экономики) составил 5041,5 млрд руб. В реальном выражении это на 1,1% меньше, чем в первом полугодии 2018 г. Кажется, что на лицо снижение, но по факту главное статистическое агентство страны выдает плюс, поскольку прибавляет к приведенному показателю активность субъектов МСП и оценку показателей «ненаблюдаемую обычными статистическими методами» — теневую, «гаражную» экономику.
В сумме получается, что объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2019 года вырос на 0,6%! А это означает, что почти четверть всех инвестиций в стране сделали субъекты МСП.
Упрощенно и без скучных цифр картина выглядит так: крупный бизнес осторожничает и не вкладывает деньги, а малый, средний и микробизнес, активничает и вкладывается, несмотря на довольно пессимистичный настрой.
И вот Правительство решило облегчить жизнь всем участникам процесса.
Крупным инвесторам — защиту от рисков
Минфин разработал пакет документов, который приобрел среди специалистов название «инвестиционный кодекс». Суть его в создании исключительных экономических условий для крупных инвесторов и переложить все риски ведения бизнеса на бюджет Российской Федерации, формируемый, напомним, за счет налогов, взимаемых с населения и предпринимателей.
Выглядеть это будет так: инвестор, неважно отечественный или иностранный, вкладывает деньги в создание или развитие производства и, в зависимости от суммы, получает преференции. Отказать в льготах государство не сможет — согласно законопроекту все льготы носят заявительный характер.
Если инвестор вкладывает больше 10 млрд рублей, или бюджет проекта начинается от 50 млрд рублей, то ставки налогов на прибыль, имущество и землю, экспортные пошлины и формулы расчета тарифов могут быть зафиксированы на срок от 6 до 20 лет. Да, ставка налога прибыль в России постоянно снижается, но…
Если сумма инвестиций скромнее: от 5 млрд рублей (или от 1,5 млрд в приоритетных отраслях), то инвестор получит защиту от изменения налогов на прибыль, имущество и землю в течение трех лет. Новые регуляторные акты и повышение тарифов будут действовать на такого инвестора, как и на всех остальных.
И самое главное, если из-за ухудшения экономической ситуации в стране инвестор понесет убытки, он сможет подать в суд на Россию и получить компенсацию. Все неустранимые противоречия будут трактоваться в пользу бизнеса.
Малому бизнесу — меньше процедур
Строго говоря, разработанный Минэкономразвития законопроект направлен не на улучшения условий ведения бизнеса в стране, а на достижение места в рейтинге Ease of Doing Business Index. Повышение места в рейтинге, как бы, означает улучшение условий, но получить знания и получить пятерку — разные вещи.
В рейтинге всемирного банка учитывается пять пунктов: защиту собственников и акционеров, налогообложение, регистрацию собственности, подключение к электросетям и получение разрешений на строительство. Их и решено было подтянуть.
Итак, для того чтобы облегчить жизнь малого бизнеса предлагается:
- Облегчить и ускорить подключение к электросетям. Для Москвы и Санкт-Петербурга этот показатель должен составить 30 дней.
- Упростить и ускорить до 13 дней процедуру получения разрешения на строительство, а время прохождения — до 136 дней со 194.
- Ускорить регистрацию собственности путем перехода на типовые формы электронных договоров по всем видам сделок с недвижимостью.
- Установление внесудебной процедуры работы с акционерами, с которыми утрачен контакт.
- Разрешить не публичным компаниям не проводить аудит годовой финансовой отчетности, по решению общего собрания акционеров и собрания акционеров в онлайн-формате.
- Законодательно обязать банки объяснять предпринимателям причину блокировки и ускорить процедуру реабилитации предпринимателей.
- Упростить и ускорить таможенный контроль для продукции, идущей на экспорт.
По умолчанию в план Минэкономразвития добавляются и предложения, выдвинутые министерством в рамках регуляторной гильотины. С налогообложением Минэкономразвития ничего поделать не может, и по этому пункту в плане ничего нет. (((
Из списка мер видно, что он скорее направлен на подтягивание цифр в рейтинге, в котором большее значение имеет оценка экспертов из Всемирного банка.
Итого
Сознательно или нет, но, предлагая улучшить условия ведения бизнеса в России, экономический блок Правительства четко расставил приоритеты. Крупные инвесторы получат материальные льготы и защиту рисков, а малый бизнес — только упрощение не самых важных процедур. Можно вести бизнес много лет и ни разу не столкнуться с процедурой подключения к инженерным сетям, а вот налоги платить приходится регулярно.
Мы уже писали о том, что до 40% налоговых льгот в стране получают предприятия, занятые добычей полезных ископаемых, процент субъектов МСП в перечне получателей пренебрежительно мал.
И статистика банкротств предприятий МСП, совпадающая с ростом собираемости НДС и других налогов, показывает, что налоговые льготы нужны тем, у кого нет денег, а не тем, у кого их так много, что страшно потерять.