Размер имеет значение. Правительство определилось, какой бизнес больше нужен России.

Размер имеет значение. Правительство определилось, какой бизнес больше нужен России.

Экономический блок Правительства подготовил сразу два документа, направленных на улучшение бизнес-климата в стране. Минфин разработал «инвестиционный кодекс», а Минэкономразвития — План «Трансформация делового климата». Из этих документов ясно, какой бизнес наше государство больше любит: большой или маленький.

Напомним, что план выхода из текущей экономической ситуации, по замыслу нашего государства, прост: вливаем деньги в экономику через национальные проекты, стимулируем бизнес инвестировать в экономику, деньги крутятся — все хорошо. Но пока все идет не по плану и нацпроекты все никак не наберут нужного темпа. И бизнес не то чтобы совсем перестал инвестировать деньги в развитие, но делает это с такой осторожностью, что эффекта от вложений почти невидно.

По данным Росстата, в первом полугодии 2019 г. общий объем инвестиций в основной капитал (без субъектов МСП и серой экономики) составил 5041,5 млрд руб. В реальном выражении это на 1,1% меньше, чем в первом полугодии 2018 г. Кажется, что на лицо снижение, но по факту главное статистическое агентство страны выдает плюс, поскольку прибавляет к приведенному показателю активность субъектов МСП и оценку показателей «ненаблюдаемую обычными статистическими методами» — теневую, «гаражную» экономику.

В сумме получается, что объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2019 года вырос на 0,6%! А это означает, что почти четверть всех инвестиций в стране сделали субъекты МСП.

Упрощенно и без скучных цифр картина выглядит так: крупный бизнес осторожничает и не вкладывает деньги, а малый, средний и микробизнес, активничает и вкладывается, несмотря на довольно пессимистичный настрой.

И вот Правительство решило облегчить жизнь всем участникам процесса.

Крупным инвесторам — защиту от рисков

Минфин разработал пакет документов, который приобрел среди специалистов название «инвестиционный кодекс». Суть его в создании исключительных экономических условий для крупных инвесторов и переложить все риски ведения бизнеса на бюджет Российской Федерации, формируемый, напомним, за счет налогов, взимаемых с населения и предпринимателей.

Выглядеть это будет так: инвестор, неважно отечественный или иностранный, вкладывает деньги в создание или развитие производства и, в зависимости от суммы, получает преференции. Отказать в льготах государство не сможет — согласно законопроекту все льготы носят заявительный характер.

Если инвестор вкладывает больше 10 млрд рублей, или бюджет проекта начинается от 50 млрд рублей, то ставки налогов на прибыль, имущество и землю, экспортные пошлины и формулы расчета тарифов могут быть зафиксированы на срок от 6 до 20 лет. Да, ставка налога прибыль в России постоянно снижается, но…

Если сумма инвестиций скромнее: от 5 млрд рублей (или от 1,5 млрд в приоритетных отраслях), то инвестор получит защиту от изменения налогов на прибыль, имущество и землю в течение трех лет. Новые регуляторные акты и повышение тарифов будут действовать на такого инвестора, как и на всех остальных.

И самое главное, если из-за ухудшения экономической ситуации в стране инвестор понесет убытки, он сможет подать в суд на Россию и получить компенсацию. Все неустранимые противоречия будут трактоваться в пользу бизнеса.

Малому бизнесу — меньше процедур

Строго говоря, разработанный Минэкономразвития законопроект направлен не на улучшения условий ведения бизнеса в стране, а на достижение места в рейтинге Ease of Doing Business Index. Повышение места в рейтинге, как бы, означает улучшение условий, но получить знания и получить пятерку — разные вещи.

В рейтинге всемирного банка учитывается пять пунктов: защиту собственников и акционеров, налогообложение, регистрацию собственности, подключение к электросетям и получение разрешений на строительство. Их и решено было подтянуть.

Итак, для того чтобы облегчить жизнь малого бизнеса предлагается:

  1. Облегчить и ускорить подключение к электросетям. Для Москвы и Санкт-Петербурга этот показатель должен составить 30 дней.
  2. Упростить и ускорить до 13 дней процедуру получения разрешения на строительство, а время прохождения — до 136 дней со 194.
  3. Ускорить регистрацию собственности путем перехода на типовые формы электронных договоров по всем видам сделок с недвижимостью.
  4. Установление внесудебной процедуры работы с акционерами, с которыми утрачен контакт.
  5. Разрешить не публичным компаниям не проводить аудит годовой финансовой отчетности, по решению общего собрания акционеров и собрания акционеров в онлайн-формате.
  6. Законодательно обязать банки объяснять предпринимателям причину блокировки и ускорить процедуру реабилитации предпринимателей.
  7. Упростить и ускорить таможенный контроль для продукции, идущей на экспорт.

По умолчанию в план Минэкономразвития добавляются и предложения, выдвинутые министерством в рамках регуляторной гильотины. С налогообложением Минэкономразвития ничего поделать не может, и по этому пункту в плане ничего нет. (((

Из списка мер видно, что он скорее направлен на подтягивание цифр в рейтинге, в котором большее значение имеет оценка экспертов из Всемирного банка.

Итого

Сознательно или нет, но, предлагая улучшить условия ведения бизнеса в России, экономический блок Правительства четко расставил приоритеты. Крупные инвесторы получат материальные льготы и защиту рисков, а малый бизнес — только упрощение не самых важных процедур. Можно вести бизнес много лет и ни разу не столкнуться с процедурой подключения к инженерным сетям, а вот налоги платить приходится регулярно.

Мы уже писали о том, что до 40% налоговых льгот в стране получают предприятия, занятые добычей полезных ископаемых, процент субъектов МСП в перечне получателей пренебрежительно мал.

И статистика банкротств предприятий МСП, совпадающая с ростом собираемости НДС и других налогов, показывает, что налоговые льготы нужны тем, у кого нет денег, а не тем, у кого их так много, что страшно потерять.

Читать также