Яндекс.Метрика
Добавить в избранное

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе всех бизнес новостей в Калуге и области

Нажимая кнопку «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.

Комплексное бухгалтерское и юридическое обслуживание
Погода на сегодня
0
61,5368,54532 281,50
20.01.2020 00:14
Pogoda.com
  27.12.2019
  Иван Романов

Между падением выручки и ростом налогов. Главные тенденции 2020 года

  27.12.2019
  Иван Романов

Мы не станем перечислять громкие события в сфере бизнеса случившиеся в уходящем году. Их было много — какие-то из них давали нам надежду, а другие наоборот заставляли задуматься, что дальше. Специально для вас мы выбрали всего три тенденции, которые, по нашему мнению, оказались наиболее важными в 2019.

Экономического роста не будет

Осенью 2018 года, когда паспорта национальных проектов были уже в общих чертах готовы, о них говорили как об инструменте, который позволит дать толчок всей российской экономике. Государство потратит деньги на социально-важных направлениях, бизнес эти деньги получит — заплатит сотрудникам, купит нового оборудования — потребительский спрос подрастет, начнется промышленный рост и инновации.

Но в середине года выяснилось, что бюджет исполняется, мягко говоря, не теми темпами, на которые рассчитывали авторы.

Бюджетные деньги просто не могут потратить из-за неготовности региональных администраций к работе в условиях ускорения. Госаппарат и сам оказался не готов к быстрому «перекладыванию бумажек» и бизнес не проинформировал о том, что именно от него требуется в рамках новых государственных устремлений. И нацпроекты увязли в конкурсных процедурах.

Неосвоенные средства Минфин предлагает перенести на 2020-й год и там освоить. Но та же Счетная палата сомневается, что эти деньги экономика сможет переварить. Неслучайно в заключении на проект закона о федеральном бюджете на 2020−2022 годы аудиторы предупредили: в 2020 году по 15 госпрограммам есть риски недостижения до 10% показателей, по семи госпрограммам — от 10% до 20%, по пяти — от 20% до 30%, по девяти — более 30%. Похожая ситуация, кстати, прогнозируется и для 2021−2022 годов.

По большому счету, эту проволочку на старте можно было бы, и простить — ну не ставили перед отечественными управленцами таких масштабных задач, нет у них опыта. Русские долго запрягают и вообще… Но! Под конец первого года реализации Министр экономического развития Максим Орешкин сообщил, что на счет нацпроектов мы все неправильно поняли:

— Что такое национальные проекты? Это 10% бюджетных расходов. Не могут 10% бюджетных расходов что-то кардинально изменить в экономике. Важны национальные проекты? Абсолютно, они решают большое количество назревших и перезревших задач в разных областях социально-экономической сферы…. Могут ли 10% бюджетных расходов совершить революцию в экономическом росте? Конечно же, нет. — Считает министр.

Ну ох*еть теперь! При этом, что именно нужно делать для того чтобы российская экономика показала рост, министр не рассказывает. Но чувствуется, что человек он масштабный — 10% бюджета страны для него не расходы.

Чуть ранее, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что темпы роста в 2020 году будут выше, чем в текущем, и выйдут на так называемый уровень потенциального выпуска. ЦБ рассматривает уровень потенциального выпуска как плавающий интервал 1,5−2% ВВП.

А что же такое потенциальный выпуск? Это показатель описывающий объем выпуска продукции в экономике при полном использовании ресурсов и с учетом возможных ограничений. Показатель этот абсолютно ненаблюдаем. Это как представлять себе, как хорошо бы вы жили, если бы у вас все было хорошо.

Мерами поддержки МСП нужно пользоваться, пока дают

2019 стал первым полноценным годом реализации нацпроекта для бизнеса. Но не первым в части применения мер поддержки включенных в сам проект. Строго говоря, это нацпроект был включен в программу.

Так, по данным опроса проведенного Торгово-промышленной палаты РФ, охватившего 82 660 человек из 83 субъектов 67% респондентов знают о национальном проекте и процессе его реализации, 55% — знакомы с его целями. Но 66 % респондентов не знают о существовании госпрограмм поддержки МСП и только 13% предпринимателей из числа тех, кто обращался за поддержкой, довольны полученным опытом.

Более того, по мнению 56% предпринимателей, за прошедший год ситуация в сфере поддержки и развития предпринимательства на региональном уровне практически не изменилась или стала хуже.

В Калужской области число обратившихся в Агентство развития бизнеса за господдержкой за год существенно выросло — 3 365 человек, что в 2,6 раза больше, чем годом ранее (1 311 обращений). Наибольшее количество обращений было связано с программами получения государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которые активно реализуются в регионе. Так, в текущем году общая сумма привлеченной господдержки через агентство выросла на 57% и достигла рекордных 334,1 млн руб. Правда 284 млн руб. из них получили предприятия АПК, т.е. вектор распределения господдержки невелик.

Несколько смазывает данную статистику очередной отчет Счетной палаты РФ об эффективности мер поддержке субъектов МСП. Меры, предсказуемо, оказались не эффективными. Финансовые показатели предприятий, получивших поддержку государства, менялись по-разному, что не позволяет однозначно оценить эффективность потраченных на них госсредств. Отдельные субъекты МСП, получившие поддержку, и вовсе прекратили свою деятельность после ее получения, говорится в докладе СП.

И вообще, получатели бюджетных средств не заинтересованы в достижении целей развития МСП: роста численности занятых в данной сфере и доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. Организации-получатели финансирования отвечают только за достижение тех показателей, которые установлены в договорах о предоставлении бюджетных средств. Вместе с тем высшие должностные лица субъектов России, ответственные за достижение стратегических показателей развития МСП в регионах, не имеют инструментов влияния на распределение ресурсов и деятельность организаций, их получивших, на объемы и условия предоставления господдержки.

Самое страшное, что о неэффективности государственных мер поддержки МСП Счетная палата говорит уже 6 лет. Каждый год они проводят аудит и каждый год выяснятся, что проблемы никуда не делись.

Это не значит, что мерами государственной поддержки, предлагаемыми в рамках нацпроекта нет смысла пользоваться. Смысл есть, это реальные деньги, которые можно получить, обратившись в АРБ КО. Но нужно помнить, что у государства свои планы на то, как и зачем должен развиваться малый и средний бизнес в России.

Налоги будут расти

ФНС подтвердила звание самого эффективного ведомства экономического блока. По итогам 11 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет поступило 20,4 трлн руб. (на 1,1 трлн руб., или на 6%, больше, чем за аналогичный период 2018-го). В том числе в федеральный бюджет привлечено налогов на 11,2 трлн руб., рост на 4%.

Как бы не менялась ситуация в экономике, ФНС стабильно наращивает собираемость налогов.

  • налог наприбыль — 3,3 трлн рублей (+20% или 543 млрд рублей),
  • НДС— 2,6 трлн рублей (+17,1% или 383 млрд рублей),
  • НДФЛ— 2,5 трлн рублей (+8,4% или 191 млрд рублей).
  • НДПИ— 4,2 трлн рублей (+10,8% или 400 млрд рублей).

Впечатляет!

В следующем году вырастут: ЕНВД (его отменят в 2021), ПСН (стоимость патента вырастет на 4,9%.) Торговый сбор, Налог на имущество. (Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости) НДФЛ (Ставка не изменится, — 13%, но вырастет МРОТ) Страховые взносы, взносы ИП за самого себя (на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС) и акцизы на топливо, алкоголь и табак, их средний рост составит 10%.

Кроме того, ФНС успешно внедрило налог для самозанятых. Сейчас в качестве плательщиков зарегистрировано уже 330 тыс. человек. 18% — это таксисты, 10% — сдают в аренду квартиры, 5,7% — занимаются репетиторством, 4,8% — заняты в сфере маркетинга и рекламы. Самозанятые предоставили данные о 37,5 млн чеков, размер среднего чека составил 1078 руб., сумма налоговых платежей — 1,06 млрд руб. с дохода в 40,4 млрд. руб.

Хватит ли Максиму Орешкину этих средств, чтобы разогнать экономику — неизвестно, но что часть этих средств пригодилась бы бизнесу для того самого развития, о котором мечтает государство — точно.

Итого

Государство не очень понимает, что делать с экономикой, но отлично умеет собирать налоги. И оба этих тезиса будут находить все больше подтверждений в следующем году. Экономика продолжит стагнировать, а налоговая продолжит наращивать собираемость, увеличивая контроль над бизнес-процессами. Многим предпринимателям придется выживать в условиях падающей выручки и растущей налоговой нагрузки.

Хорошая новость в том, что и в 2020-м году ДопОфис продолжит рассказывать о лучших практиках увеличения выручки и законных способах снижения налоговой нагрузки.