Антикризисная мера, доступная всем

Антикризисная мера, доступная всем

Коронакризис научил (ну или должен научить) российский бизнес двум вещам:

Первое. Подстраиваться нужно не только под новые экономические реалии, но и под то, как государство с ними борется. Режим «нерабочих дней» больше похож на нелепую отмазку от выполнения своих обязательств, чем на продуманный шаг, предпринятый людьми с высшим экономическим образованием. Государство фактически расписалось в том, что не знает, что делать с безработицей.

Пообещав, что бизнес за все заплатит, государственные экономисты не только продемонстрировали, что не очень хорошо представляют, как функционирует российский бизнес, но и, что самое страшное, на пустом месте создали социальный конфликт между работодателем и работниками. И, главное, толку никакого: даже при формальном запрете на увольнения, за два «нерабочих» месяца безработица в стране вышла на максимум с 2016 года.

Второе. Помощи стоит ждать только от тех, кто понимает, какая вам нужна помощь. Коронакризис показал, как много значит способность к быстрой консолидации усилий для достижения общей цели. Даже, казалось бы, не самые сильные бизнес-объединения общими усилиями смогли добиться внесения своих отраслей в перечень наиболее пострадавших или доказать свое право работать в период ограничений, соблюдая новые санитарные нормы.

Взаимовыручка, создание новых производственных цепочек и поиск наиболее подходящих к ситуации форм взаимодействия — вот путь, на который должен встать бизнес, чтобы выжить в грядущем кризисе.

Выход из режима «нерабочих» дней или обещанное поэтапное снятие ограничений, не отменят глобальных кризисных процессов. Нет никаких гарантий, что осенью не начнется вторая волна пандемии и не объявят новых «нерабочих» дней.

Наемный работник защищен со всех сторон

Нужно признать, трудовое законодательство России защищает права наемного работника, как мало какое другое. Ни коронакризис, ни какой-либо еще кризис не освободят работодателя от выполнения обязательств, даже если выполнить эти обязательства практически невозможно.

Получается, что работодатель должен либо нарушить законодательство, либо нести убытки в условиях, когда он не виноват, в том, что компания оказалась в жопе в неплатежеспособном положении.

Единственный выход из этой ситуации, там где это возможно, перейти от отношений работодатель-работник, к отношениям заказчик-исполнитель — т.е. отдать часть бизнес-процессов на аутсорс.

Антикризисная мера, доступная всем

Например, средняя зарплата опытного бухгалтера в Калужской области приближается к 40 тысячам рублей, в то время как передать бухгалтерию на аутсорс стоит в среднем 14-16 тысяч в месяц. Индивидуальные предприниматели могут сделать это и вовсе за 6-8 тысяч. При этом все сопутствующие расходы — офис, канцтовары, обновление 1С, повышение квалификации и т.д. — несет компания предоставляющая услугу.

— Передача бухгалтерии на аутсорс — самая очевидная антикризисная мера, которая доступна всем, независимо от сферы деятельности. — Объясняет руководитель проекта ДопОфис.Бухгалтерия Мария Маломуж, — вы сокращаете фонд оплаты труда, получаете бухгалтерский аудит, консультацию по уменьшению налогов и квалифицированную защиту от претензий ФНС, если они возникнут. Более того, кризис добавил нам новое преимущество, если компания в силу каких-либо причин не может продолжить работу — расторгнуть с нами договор гораздо проще, чем уволить даже одного бухгалтера.

Все так делают

Оборот сегмента аутсорсинга бизнес-процессов в прошлом году вырос на 15%, до 51,1 млрд руб. Чаще всего компании обращались за аутсорсингом административных процессов (ресепшен, колл-центры), а также финансовых (бухгалтерия, документооборот), индустриальных (отдельные линии производства), логистических (склады, закупки), торговых (мерчандайзинг) и IT- (поддержка, разработка) процессов.

Объем рынка услуг по предоставлению заемного труда за 2018 год вырос на 12,7% и составил 10,85 млрд руб. Большинство (64%) временно трудоустроенных относились к категории белых воротничков (офисные сотрудники, служащие, менеджеры, инженерно-технический персонал), еще 36% пришлось на рабочих промышленной и производственной сфер. Четверть (27%) закрытых вакансий была в нефтегазовом, химическом и добывающем секторах, 18% — в сфере сервиса и консалтинга, 12% — промышленного производства.

Это просто

Предать что-либо на аутсорс, не труднее чем заключить любую другую сделку. В основе отношений между заказчиком и аутсорсером лежит договор, в котором прописываются виды работ, сроки и механизм выполнения и удобная форма обмена информацией.

Здесь мы рассказывали, как калужские компании передают на аутсорс ту или иную часть своего бизнеса. При этом все сопутствующие расходы, будь то покупка бытовой химии для уборки, или обновление 1C — несет поставщик услуг, заказчику не ненужно тратить на это ресурсы. Ответственность за ошибки, приведшие к убыткам, также несет компания предоставляющая услугу, даже если клиент принял работу. В России накоплена достаточная судебная практика, чтобы утверждать, что аутсорс выгоднее и с этой точки зрения

Наконец, коронакризис добавил аутсорсерам еще пару преимуществ — их ненужно переводить на удаленку и ненужно сокращать. Если дела пошли плохо, достаточно просто расторгнуть договор.

Итого

Аусорсинг бизнес-процессов это устойчивый мировой тренд, который уже подхвачен крупными российскими компаниями. До коронакризиса это был инструмент развития позволявший придать компании новую динамику за счет привлечения профессионалов более высокого уровня и оптимизации расходов. В условиях глобального экономического кризиса аутсорсинг бизнес-процессов это еще и инструмент выживания позволяющий экономить ресурсы (время, деньги и нервы) и эффективно адаптироваться к новой экономической реальности.

Читать также