В 2015-м году Министерство труда и социальной защиты составило список из 50 наиболее перспективных профессий будущего, в который, в числе прочих, вошла и профессия внешнего пилота. Казалось бы, чиновники проявили дальновидность — о том, что дроны скоро заменят курьеров и промышленных альпинистов сейчас не рассуждает только ленивый, но если сами квадрокоптеры стали вещью относительно привычной, то вот внешние пилоты в России оказались вне закона.
Бизнес не взлетит
Квадрокоптеры многим кажутся интересной идеей для бизнеса. На первый взгляд, съемка с высоты нужна практически всем. Строителям для картографирования и создания макетов, инженерам для облета конструкций, риэлторам для съемки продаваемых домов и участков с выгодного ракурса, рекламщикам для рекламных роликов, а молодоженам — чтобы запечатлеть свой самый счастливый день как-нибудь необычно…
— Я снимал свадьбы и честно скажу, что ролики снятые исключительно с квадрокоптера — скучные — признается Дмитрий Иванов, регулярно выкладывающий в сеть снимки Калуги с высоты — пять минут смотреть на то, как дрон летает вокруг молодоженов не интересно. Воздушную съемку можно использовать только как дополнение, она не должна занимать больше 10% клипа. И многие свадебные фотографы уже купили себе собственные квадрокоптеры, так что как отдельная услуга съемка с воздуха тут не слишком востребована. Стоимость складывается из сложности задачи и мастерства пилота — в Москве, это от 5 тысяч рублей в час регионах бывает и меньше. Более-менее перспективным направлением сейчас становится съемка 3d панорам, но сказать что на них много заказов тоже нельзя.
С остальными направлениями «квадро-бизнеса» все, в общем, почти так же. Если строительным или проектировочным организациям нужен облет высотных конструкций они уже давно сами купили себе квадрокоптеры. Телерадиокомпании и рекламные агентства — тоже. А что касается риэлторов — много вы выдели объявлений о продаже домов с фотографиями снятыми с воздуха? В каждой из перечисленных сфер можно найти клиентов, но это будет приработок, а не бизнес.
Это подтверждает и самый известный в Калуге внешний пилот (так в законодательстве называются тех, кто запускает беспилотные летательные аппараты), который, как оказалось, москвич.
— А почему ты тогда Москву не снимаешь?
— В Москве запускать квадрокоптеры опасно. В самых интересных местах, вроде Красной площади или Останкинской телебашни, работают системы перехвата. Взлетел, квадрокоптер потерял с тобой связь и полетел куда-нибудь на точку ФСО. Я до такого не доводил, но у меня есть два подписчика, с которыми такое случалось.
— Но охоты на квадрокоптеры, по крайней мере, в Калуге, пока не наблюдается?
— Наверное, это связно с отсутствием у местных спецслужб технической возможности перехватывать квадрокоптеры, как это делают в Москве. Ответственность за несанкционированные полеты предусмотрена. Могут конфисковать аппарат, могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Но, пока мой опыт общения с полицией ограничивался просьбами полетать где-нибудь в другом месте.
Свой первый дрон Дмитрий купил для того чтобы снимать православные храмы для специального сайта, но отсняв практически все калужские храмы, стал вертеть камерой квадрокоптера по сторонам и быстро приобрел большую популярность в соцсетях.
Мы встретились с Дмитрием в сквере ветеранов, потому что, как выяснилось, днем он эту локацию еще не снимал. Если честно я ждал, что он принесет с собой большую коробку, будет что-то долго собирать и настраивать, а он даже без рюкзака пришел. Достал из маленькой наплечной сумки маленький серый дрон, вставил телефон в пульт управления и дрон — вжжжух — и исчез где-то в высоте — неслышно-невидно. Зато на экране телефона привычная местность выглядит совершенно незнакомой. Казалось бы, в наш век удивляться таким вещам как-то даже неприлично, по-стариковски, но все равно дух захватывает. Почему-то чувствуешь себя каким-то человеком-невидимкой, вон все остальные люди ходят, маленькие такие и не знают, что ты за ними наблюдаешь.
— И что любой может купить себе такую штуку и беспрепятственно запускать? — спрашиваю я через экран заглядывая в лицо «Яшки из «Ромашки».
— Пока непонятно — отвечает Дмитрий.
Закон, который невозможно исполнить
В прошлом году были приняты поправки в российское законодательство, согласно которым, все владельцы беспилотных летательных средств массой от 250 г до 30 кг обязаны перед первым полетом поставить свой аппарат на учет. В результате процедуры владелец получает свидетельство о постановке на учет и учетный номер, который должен нанести на корпус БВС. Данные о БВС и его владельце вносятся в государственную базу БВС. Но на практике сделать это невозможно, поскольку никакой нормативной базы для постановки на учет на данный момент не принято. При Росавиации даже создали специальный ФГУП, который должен ставить на учет беспилотники, но он не работает.
-ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», должны этим заниматься, но не занимаются. Уже больше года прошло, а зарегистрировать квадрокоптер там невозможно. Я пытался, они меня даже узнают, говорят: «Дмитрий у нас все по-прежнему». Фактически мы все вне закона. Есть только один способ узаконить полет — заранее сообщить об этом правоохранительные органы — МВД, ФСБ. В большинстве случаев они разрешают. Но это требует времени, органы обязаны ответить в течение 20 суток, а я почти никогда не знаю, где буду снимать через месяц. Любой фотограф вам подтвердит, что так далеко планировать съемки трудно. Представьте, что на каждый снимок с обычного фотоаппарата нужно подавать заявки за месяц. Вам говорят, что свадьба через неделю, вы готовы снять, но разрешение на полет вы получите только через три. Но пока мы все вне закона.
— Есть ощущение, что законодательство в этой сфере будут ужесточать?
— Будут. Есть такое мнение, что происходит это не из-за того, что это опасно, а исключительно по вине горячих голов, типа Навального, которые летают над домами представителей высших эшелонов власти. Все нормальные пилоты с уважением относятся к частной жизни других людей и стараются в нее не вторгаться. И вообще для нас, пилотов, на первом месте всегда безопасность полетов. Дрон — это опасная вещь и даже с маленьким нужно обращаться осторожно, не запускать над большими скоплениями людей, следить за технической исправностью.
Но как бы серьезно ни относился пилот к своему многокоптерному другу — он все равно вне закона. По нынешнему незаконченному законодательству, мало просто получить разрешение на полет, нужно еще и разрешение на фото и видеосъемку. И получать его нужно последовательно у Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, Штаба военного округа, Федеральной службы безопасности и администрации муниципального образования над которым будет происходить полет. Кроме того нужно разрешение на использование воздушного пространства и Единой системы организации воздушного движения.
После окончания фото- и видеосъемки отснятые материалы направляются в Генштаб ВС РФ для «рассекречивания» (продолжительность процедуры — около 1 месяца), после чего они могут быть переданы заказчику.
На сайте Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем говорится, что вся эта сложная процедура, применяется только при фото и видеосъемке «по заказу». Но что в данном случае означает «заказ» и можно ли при его отсутствии снимать без разрешения Генштаба — не понятно.
Как научиться управлять квадрокоптером
Официально никак. По закону для того чтобы запускать БЛС нужно иметь свидетельство внешнего пилота — официальный документ, на выдачу которого уполномочена только Росавиация. Для получения документа необходимо пройти обучение в сертифицированных Росавиацией авиационных учебных центрах (АУЦ), при этом в сертификате АУЦ должно быть указано направление подготовки — подготовка внешних пилотов. Но сделать это у вас не получится и все по той же причине — нет нормативной базы. Сейчас ни одно учебное заведение не имеет права выдавать свидетельства внешних пилотов, потому что Росавиация ни одному учебному заведению такого права не дала, потому что нет у Росавиации ни учебного курса, ни требований, ни нормативов — ничего нет. Не учат в России на внешних пилотов, но запускать беспилотники имеют право только они.
Правда кое-какие шаги для исправления ситуации делаются — Ассоциацией эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем разработан профессиональный стандарт, которому должен соответствовать внешний пилот. Но получить образование, чтобы ему соответствовать по-прежнему негде.
— Учиться летать нужно в чистом поле. В городе учиться нельзя. Свой первый квадрокоптер вы обязательно разобьете и лучше, если это случится в безлюдном месте. И лучше если это будет дрон попроще. Я начинал DJI Phantom 3 Standard и однажды он от меня улетел в центре города. Запутался в проводах, потерял связь, ему «снесло крышу» и он скрылся в неизвестном направлении. Грохнулся он на перекресток улиц Кирова и Ленина. Хорошо, что нашелся молодой человек, который его подобрал. Через подписчиков в контакте, мне удалось его найти уже через сутки. Сейчас у меня DJI Mavic Pro — очень компактный, туристический вариант. Но независимо от модели развиваться придется самому — в интернет много обучающих видео, но даже внимательно их изучив, учиться надо будет без посторонней помощи.
— А часто дрону «сносит крышу»?
— Нет. Это достаточно хорошо продуманные устройства. У современных моделей хорошо реализована функция возврата на место запуска, они сами рассчитывают, на какое расстояние им хватит заряда, учитывают ветер — словом, неплохо автоматизированы.
— А тебе не кажется, что вся эта самостоятельность, в конце концов, закончится восстанием машин как в «Терминаторе»?
— Эта перспектива немного пугает, да. На фоне машинного обучения и нейросетей, фильм «Терминатор» кажется анонсом будущего. Но мне хочется верить, что восстание машин начнется не с дронов — ответил Дмитрий, протянул руку и к нему в ладонь доверчиво сел квадрокоптер.