На минувшей неделе впервые в Калуге завершился федеральный образовательный проект по поддержке предпринимательства «Мама-предприниматель». Корреспондент ДопОфиса побывал на финальном прослушивании и узнал, кому достался приз в 100 тысяч рублей.
Образовательный проект «Мама-предприниматель» разработан специально для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости. Цель проекта — помочь им начать собственное дело и воплотить в жизнь бизнес-идеи, реализовать которые не удавалось самостоятельно. Проект длится 5 дней. Формат проекта: четырехдневный тренинг-интенсив, в течение которого участницы прорабатывают собственные бизнес-проекты и готовят презентации проектов для защиты, в пятый день проходит защита проектов, по итогам которой определяется проект-победитель.
Проект совместно разработан Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, Российским общественным объединением малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», и Комитетом по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Со-организатором и грантодателем выступает Благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее».
Конкурсы «Мама-предприниматель» проводятся с 2016 года и на сегодняшний день охватывают более 20 регионов России.
Если говорить откровенно, «Мама предприниматель» — конкурс для женщин, находящихся в декретном отпуске. Во-первых, потому что заняться собственным бизнесом в декрете — это стандартный сценарий для миллионов россиянок, а во-вторых, ни у кого больше нет возможности ходить на занятия посреди рабочего дня. В общем, справок о наличии детей никто не просил. При отборе заявок главным критериями были реалистичность идеи для бизнеса и эмоциональность, с которой о ней было написано.
Идей было очень много: от открытия кондитерской или вязального цеха, до роллердрома и казачьего хора. Всего на конкурс было подано больше 30 заявок, но отобрали только 15. В течение недели участницы, прошедшие отбор, общались с известными бизнесменами и профессионалами из смежных отраслей. Кто-то рассказывал про маркетинг, кто-то про бухгалтерию, кто-то просто делился собственным опытом успехов и провалов. Общение с тренерами помогало приблизить мечту к суровой реальности.
— Успех в бизнесе приходит с опытом — это все понимают и именно поэтому мало кто решается открыть собственное дело, говорят: «у меня нет опыта». Такие проекты помогают сделать первый шаг, избавится от установки: «там все сложно, у меня не получится» — уверен генеральный директор группы компаний «Малтон» Андрей Моисеенков, который рассказал конкурсанткам об эффективных приемах продвижения бизнеса. — Да, не все мамы станут предпринимателями, некоторые даже не попробуют, но у тех, кто решится, обязательно появится интересный опыт.
Забота о мамах и правильное питание
По данным организации «Опора России», 43% руководителей компаний — женщины, в сфере малого и среднего предпринимательства их доля не менее 30%, и при этом до 90% социально-ориентированного бизнеса и проектов в сфере развития и образования детей реализуется именно женщинами. Прошедший в Калуге конкурс «Мама предприниматель» эту цифру подтвердил — существенная часть бизнес-проектов, представленных участницами, посвящена оказанию помощи молодым матерям и детям.
Например, мама двоих детей Ирина Зиновьева представила на конкурс проект «Школа безопасного поведения» — где детям и родителям будут рассказывать о том, как правильно вести себя в той или иной потенциально опасной ситуации.
Вузовский преподаватель в декрете Наталья Разумовская, рассказывала про уже работающий проект Центра СФЕРА, курсы для будущих мам, которые помогают женщинам подготовиться к рождению ребенка и восстановиться после.
А Наталья Папаротная рассказала о проблеме отсутствия нормального досуга у женщин из поселка Воротынск, и выступила с идеей потратить призовые деньги на организацию женского клуба, где можно было бы пообщаться, отдохнуть и эмоционально наполниться.
Значительная часть представленных проектов связна с торговлей и услугами. Здесь и проекты продуманнее, и мамы опытнее. Одна из участниц команды «Сырной лавки» Наталья Елхова представила проект магазина честных продуктов «Честнок», где все будет честным: и поставщики, и продавцы, и цены. Мария Волкова, имея опыт работы в общепите, готова взяться за организацию сервиса по доставке полезной еды Easyfood, где рацион составляется сразу на целый день, с учетом образа жизни клиента. А Надежда Шмелевская из Обнинска, имея опыт продаж товаров для творчества, благодаря конкурсу решилась на следующий шаг — открыть собственный магазин и багетную мастерскую. И непросто магазин, а целое арт-пространство, где могли бы встречаться люди творческих специальностей.
Вообще, творческую самореализацию также можно выделить как общую тему для целого ряда бизнес-проектов. Например, Наталья Дерягина, имея пусть один, но успешно реализованный проект, готова открыть собственную студию ландшафтного дизайна, а Ирина Юсупова пришла на конкурс с проектом создания в Калуге «Казачьего театра», вернее, музыкальной школы-студии для детей и взрослых с таким названием.
Победа в конкурсе тоже досталась творческому проекту. На самом деле, из всех представленных в конкурсе, победил единственный проект, которому деньги действительно помогут. Остальные проекты либо не требуют таких вложений, либо дело не в их отсутствии. А тут и полезно, и красиво. Выпускница школы-студии Игоря Моисеева, Юлия Переведенцева, благодаря конкурсу, наконец, сможет реализовать свою давнюю мечту — открыть собственную школу балета.
— Пока что ты наемный работник, а теперь начнешь собственный бизнес. Не страшно?
— Нет. Я сейчас слишком взволнована, чтобы бояться. Все педагоги мечтают открыть собственную школу, но все упирается в финансы — наша профессия не очень высоко оплачивается. Я давно представляла, как и что буду делать: еще до конкурса сделала сайт, завела инстаграмм, но никакого бизнес-плана не составляла, потому что не знала как.
— Это было самым сложным в обучении?
— Да, бухгалтерия и финансы! С моим танцевальным образованием, я в этом полный «ноль». Была. Сейчас все встало на свои места и даже если не разберусь — знаю, у кого спросить.
— Ну, а кто из преподавателей был самый полезный?
— Конечно же, наш Дмитрий, он с нами в огонь и воду!
«Наш Дмитрий»
Дмитрий Шокарев — начальник центра поддержки предпринимательства ГАУ КО «Агентство развития бизнеса», на плечи которого и лег основной груз по подготовке и проведению конкурса «Мама предприниматель» в Калуге.
— Конечно, за неделю научить человека правильно вести бизнес невозможно. Но, думаю, у нас получилось дать какую-то опору, оттолкнувшись от которой участницы будут развиваться дальше. До финала дошли все, кто заявился на конкурс. Для некоторых участниц самым трудным этапом была защита проекта — не все обладают навыками публичных выступлений, хотя мы и постарались создать на конкурсе «домашнюю атмосферу». Но, тем не менее, у каждой из мам есть собственный бизнес-проект достойный реализации и дальнейшая судьба проектов в большой степени зависит от их эенергии и целеустремленности. А что касается поддержки проектов — как сотрудник Агентства развития бизнеса, заявляю, что мы готовы помогать всем учатницам, как в более детальной проработке проектов, так и в решении вопросов, которые могут возникнуть в процессе их реализации. А за судьбой Юли мы будем следить, и помогать, и, вполне возможно, пригласим ее на следующий конкурс, но уже в качестве успешного предпринимателя — поделиться опытом с будущими мамами-предпринимателями.
Приз в конкурсе всего один, но тем участницам, которые не получили главный приз, пообещали — первые шаги в бизнесе сделать помогут. Если не деньгами, то юридической или консультативной помощью. Кстати, если вам нужна помощь, чтобы понять каким должен быть следующий шаг вашего бизнеса — подписывайтесь на ДопОфис.