Электронная подпись работника. Депутаты готовят изменения в кадровом учете

Электронная подпись работника. Депутаты готовят изменения в кадровом учете

С 1 октября 2019 года трудовые договоры, а также заявления об отпуске и увольнении, могут перевести в электронную форму — с такой идеей выступили депутаты Госдумы.

По их замыслу, это должно помочь развитию цифровой экономики, но на практике — создаст дополнительные сложности сотрудникам и работодателям. Защищенность персональных данных работников снизится, а работодателям придется нести дополнительные расходы. Конечно, это пока только законопроект, но и так ясно, что с развитием цифровой экономики от бумажных носителей станут отказываться, и инициатива депутатов намекает на то, как это будет происходить.

Авторы предложили внести поправки в Трудовой кодекс, которые предполагают пересылку юридически значимых сообщений между работником и работодателем по электронной почте. С одной стороны это узаконивает существующую практику пересылки сканов подписанных работником документов. Но с другой, усложняет все это добавлением в этот процесс электронной подписи.

Тот же паспорт, только в профиль

Тема намного глубже, чем кажется. Озвученное предложение — лишь один из шагов к созданию «цифрового профиля гражданина», который создается в рамках национального проекта по цифровизации экономики. После его завершения многие бумажные вещи навсегда исчезнут из нашей жизни.

По замыслу чиновников, уже с 2021 года в стране начнут выдавать электронные дипломы, а к 2024 году «краснокожая паспортина» уступит место маленькой пластиковой карте. Причем, просто предъявить ее, в ряде случаев, будет недостаточно — нужно будет пройти через процедуру распознавания лица и голоса.

Но суть «цифрового профиля» в другом — это будет такая база данных, содержащая все данные из всех государственных информационных систем. А таких систем у нас много — свои базы есть у ФНС, МВД, ФСБ, Минздрава, Центробанка и т.д.

Наличие такой системы, в теории, избавит человека от необходимости получения многочисленных справок. Можно будет просто разрешить нужному чиновнику запросить информацию из соответствующего раздела профиля. Нужна справка об отсутствии судимости — подписываешь согласие, его вводят в систему и чиновнику (или работодателю) открывается раздел профиля из МВД.

Или вот АНО «Цифровая экономика», выступающее на площадках Минэкономразвития, уже ведет разработку приложения, которое позволит жителям страны в онлайн-режиме, с помощью смартфона, управлять персональными данными и предоставлять их коммерческим или госучреждениям. Например, при подаче заявки на кредит, достаточно будет разрешить банку доступ к набору своих персональных сведений, хранящихся в государственных информсистемах. Заполнять анкету на ссуду и предоставлять финансовой организации бумажные документы — не потребуется.

Все равно непонятно

Похоже, первым шагом в создании ЦПГ будет частичная цифровизация трудовых отношений. Виртуальные трудовые книжки должны появиться уже в 2020 году. Поначалу они будут необязательными, в том смысле, что работник сможет от них отказаться, но это только поначалу — понятно, что со временем от серых книжек из бумаги откажутся вовсе.

Необязательными, на первом этапе, будут и электронные трудовые договоры, подписывать которые работник будет с помощью квалифицированной цифровой подписи. Сейчас максимум цифровизации процесса заключения трудового договора — это пересылка отсканированных документов по электронной почте.

Если предложенный документ будет принят, появится возможность заключать трудовой договор через систему электронного документооборота — так же, как сейчас через нее подписываются соглашения или акты выполненных работ. Т.е. с применением квалифицированной электронной подписи.

[Tag1]Предложенный законопроект должен упорядочить и легализовать процесс удаленного документооборота между работодателем и работником, однако, он совершенно не прибавляет в него ясности.

Во-первых, все еще неясно, что именно стоит считать электронным документом. Гражданский кодекс гласит, что электронный документ — это документ, созданный с помощью электронных средств, а 149-ФЗ считает электронными вообще все документы, пригодные для просмотра на электронных средствах.

В общем, отсканированный трудовой договор, по 149-ФЗ — электронный документ, а по Гражданскому кодексу — вроде как не совсем. Что такое электронные средства — лучше даже не задумываться.

Во-вторых, ставить электронную подпись будет обязан работник, но кто за нее должен платить? Скорее всего, поскольку отсутствие такой подписи не может быть причиной отказа в приеме на работу, расходы по ее созданию лягут на работодателя. А действует такая подпись, как правило, не больше года и стоить может до 5 тысяч рублей.

Еще одним аргументом в пользу этого варианта служит тот факт, что законопроект предусматривает возможность подписывать цифровой подписью заявления на отпуск и увольнение. В данных ситуациях требовать от работника получения электронной подписи будет, как минимум, странно.

В-третьих, не проясняется вопрос с тем, как работодатель должен будет хранить договоры, заключенные в электронном виде. А вдруг сервак накроется? Распечатать? А как тогда понять, что на документе стоит электронная подпись?

Итого

Нацпроект «Цифровая экономика» — третий по количеству затрачиваемых средств (больше потратят только на дороги и демографию) и самый невнятный. Вносить такие изменения в одну из самых формализованных и ответственных сфер бухучета и документооборота без учета реальной практики, как минимум, не обдуманно.

Внесенный депутатами законопроект вряд ли будет принят в его нынешней редакции, но вектор, в котором будут действовать законодатели, обозначен довольно четко. В ближайшие годы договоренности между работодателем и работниками нужно будет фиксировать в электронном виде и на виду у государства. Будет ли это происходить через цифровой профиль гражданина, или всем нам выдадут какие-нибудь личные цифровые подписи пока не ясно.

Читать также