Все и сразу. Минприроды предлагает новые нормативы утилизации

Все и сразу. Минприроды предлагает новые нормативы утилизации

Минприроды предложило переложить на производителей всю стоимость создания инфраструктуры по переработке продукции, утратившей потребительские свойства. Бизнес должен будет оплачивать полную утилизацию всего, что производит.

На самом деле, тема эта совсем не нова. Правительство осторожно подбирается к ней с 2017 года, когда впервые пошли разговоры о том, что Росприроднадзору не хватает неналоговых сборов на нормальное осуществление профильной деятельности.

С тех пор действия развернулись в двух направлениях. Первое: постепенное повышение норматива утилизации. Второе: улучшение администрирования неналоговых сборов. Вот к чему это привело.

Полная утилизация

Норматив утилизации для экологического сбора — это объем отходов, который производители и поставщики определенных категорий товаров должны утилизировать, направить на повторное использование. Сейчас, в зависимости от вида продукции, норматив варьируется от 5 до 35% от количества произведенного товара. Например, для шин он составляет 20%, это означает, что если вы произвели и реализовали 100 тонн нефтепродуктов, вы должны заплатить государству стоимость утилизации 20 из них. При этом сумма экологического сбора в данном случае 3431 рубль за тонну. За 20 тонн — 68 620 рублей.

Минприроды предлагает оплачивать утилизацию 100% продукции — это будет 343 100 рублей.

Интересно, что нормативы утилизации постепенно растут уже сейчас, это логичная мера, отвечающая мировой практике, подталкивает производителей создавать собственную инфраструктуру по переработке использованной продукции. Производители пластика вкладываются в систему раздельного сбора мусора, производители покрышек — открывают собственные пункты приема и заключают договоры с компаниями, занимающимися переработкой. Но похоже, что ситуация ухудшается быстрее, чем улучшается, и в Правительстве решили не ждать и рубануть с плеча.

Дело в том, что государство в течение многих лет игнорировало проблему накапливающегося в стране мусора. Теперь, по данным Росприроднадзора, на начало 2018 года в России накопилось более 38 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов, и игнорировать мусорную проблему и связанные с ней протесты стало затруднительно, выяснилось, что на создание системы переработки мусора нет денег. Поскольку взять деньги из нефтегазового сектора никак нельзя — им не хватает средств на освоение новых месторождений, предлагают повысить сборы с производителей — т.е. с бизнеса.

Следить будут строго

Сам по себе рост норматива — мера довольно слабая, поскольку Росприроднадзор просто не в состоянии грамотно администрировать сборы, о чем недвусмысленно свидетельствует их низкая собираемость. Чтобы все не кончилось пшиком, от неналоговых сборов решили отказаться в пользу экологического налога. Скорее всего, он появится в налоговом кодексе уже в следующем году. Он объединит в себе два существующих сейчас неналоговых платежа: экологический сбор и сбор за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Собирать налог будет не Росприроднадзор, а ФНС, и относиться он будет к налоговым доходам бюджета, т.е., формально, расходоваться эти поступления могут на любые цели, а не на конкретные, как в случае со сбором. Законопроект сохраняет возможность уменьшения налога за счет расходов, понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Включение в налоговый кодекс повлечет за собой соответствующие «радости»: строгую отчетность, повышающие коэффициенты, проверки ФНС и уголовную ответственность.

Самостоятельно перерабатывать тоже запретят

Самостоятельная утилизация, или утилизация через заключения контрактов с компанией, предоставляющей подобные услуги, тоже может уйти в прошлое. Не секрет, что часто такие контракты являются фикцией — проконтролировать качество, и вообще сам факт переработки или утилизации, довольно трудно. По сути, нет гарантий, что отходы как-то перерабатываются, а не сваливаются где-то в лесу. Поэтому среди участников рыка переработки идут разговоры о том, что эту функцию могут монополизировать региональные операторы по обращению с ТБО. Во всяком случае, первоначальный проект единой схемы обращения с отходами, разрабатываемый в Минприроды в 2017 году, именно это и предполагал.

Итого

Отдельные новости о том, что государство снова, пусть и косвенно, увеличивает налоговую нагрузку на бизнес, конечно, обескураживают. Но проблема в том, что это не отдельные новости, а проявления в информационном поле полноценной государственной политики. А особенно пугает тот факт, что государственная политика в области экологии противоречит государственной политике в области поддержки малого и среднего бизнеса.

Проблема с переработкой и утилизацией отходов назревала десятилетиями и возникла она не потому, что бизнес плохо платил неналоговые сборы. Теперешние попытки решить все одним махом, скорее, приведут к усилению бардака в и без того не регулируемой сфере.

 

Чтобы всегда оставаться в курсе ситуации в экономике, подпишитесь на ДопОфис в соцсетяхFacebook vk.com ЯндексДзен.

Читать также