Умом не отличаются. Про новые остановки и цифровизацию

Умом не отличаются. Про новые остановки и цифровизацию

Мир вокруг нас стремительно умнеет. По данным ЮНЭСКО, за последние двадцать лет темп роста числа грамотных людей в мире сильно замедлился. Зато рост числа умных устройств, превышает все мыслимые пределы. Сейчас без всякого труда можно найти умный эквивалент практически любого привычного устройства. «Умными» могут быть: велосипеды, кольца, лампочки, очки, зонтики, шапки, валенки и все остальное, не говоря уже о телефонах, телевизорах и часах.

А если посмотреть на объемы производства смартфонов, то чисто статистически умных устройств на этой голубой планете уже гораздо больше, чем умных людей. Отчасти это подтверждается историей с «умными» остановками, появившимися в этом году в Калуге.

Розетка еще не признак ума

Основной характеристикой умного устройства является его способность собирать и обрабатывать информацию — это вам даже самый завалящий евангелист диджитализации подтвердит. Тем больше было удивление калужских обывателей, когда под видом «умного» устройства им представили просто электрифицированное.

От среднестатистической конструкции, обозначающей место остановки автобуса, новые отличались наличием табло с указанием времени прибытия маршрутки или троллейбуса и наличием двух USB-разъемов для зарядки телефонов.

Вот бывший городской голова, Дмитрий Разумовский описывает новинку:

Чиновники, ответственные за новинку, сразу же окрестили ее «умной», однако общественность справедливо указывала на то, что наличие розетки — это еще не признак «ума». Тогда идейный вдохновитель и, вообще, лицо проекта — уже год исполняющий обязанности начальника управления экономики Виталий Еремеев, решил спросить у горожан, чего же им не хватает.

Умом не отличаются. Про новые остановки и цифровизацию

И на все предложения отвечал, что они не слишком-то и нужны. А вот голосовой помощник на оживленной улице — это очень даже хорошая идея.

Умом не отличаются. Про новые остановки и цифровизацию

Между тем, в России семимильными шагами (но с большим отставанием) реализуется национальный проект по построению цифровой экономики. В рамках этого проекта Минстрой разработал концепцию цифровизации городского хозяйства «Умный город», которую еще весной этого года презентовали на международном форуме «Умный город. Инструкция по применению». Проходил этот форум, естественно в Калуге, где же еще проходят форумы?

Так вот, в концепции написано, что при цифровизации города хорошо бы пользоваться специальным «банком решений». Там есть две «умные» остановки и одно информационное табло без павильона, и у всех функционал несколько шире чем у тех, что стоят в Калуге. Более того, на них можно было бы получить финансирование из федерального бюджета. Впрочем, и они умом не блещут, поскольку о сборе данных там речи не идет.

Возможно, это такая особенная трактовка ума. Вот, например новость от 2015 года о том, что в Калуге сделали «умный» пешеходный переход, хотя там просто светодиод срабатывает.

А возможно, сама экономическая модель цифровизации, предлагаемая государством, не работает.

Окупаться будет 10 лет

Говоря о новых остановках, городские чиновники всегда подчеркивают, что город на их установку денег не тратил — все оплатил инвестор. При этом ни имя инвестора, ни его мотивов чиновники не раскрывают. В словах чиновников прямо читается посыл — у нас в управлении экономики работают такие профессионалы и городу сделали лучше и инвестору выгоду нашли, ай какие молодцы! Глава управления Виталий Еремеев, так и вовсе назвал умные остановки одним из своих главных достижений на этом посту.

Но почему инвестор, вложившийся в такую модную инновацию, молчит? Почему не ловит хайп?

Установкой умных остановочных павильонов занимается компания «Реклама Сервис». Уже очень много лет она специализируется на наружной рекламе и, в частности, продает площади на остановках общественного транспорта. «Умные» остановки стали для них не совсем просчитанной попыткой предложить рекламодателям новый формат. Предложение действительно исходило от управления экономики, а вот все финансовые риски остались на инвесторе.

— Рекламодателям все равно, на умной остановке крутится их реклама, или на обыкновенной. Этот формат вообще не ходовой — рассказывает сотрудник компании «Реклама Сервис». — Мы сейчас занимаемся большими видеоэкранами, вот это действительно востребованный формат. А остановки у нас весной пустовать будут. Мы вообще хотели бы эту историю как-то прикрыть. Вложения много, а окупаться она будет 10 лет.

Реальная стоимость одной «умной» остановки калужского формата — не 500 тысяч рублей, как сообщали СМИ, а 800, и из-за закупки комплектующих сильно привязана к курсу доллара. Но это не все траты — остановки часто нуждаются в ремонте, потому что, несмотря на всю антивандальность, их часто ломают.

Умом не отличаются. Про новые остановки и цифровизацию

Из опыта «Рекламы Сервис» можно сделать вывод, что рекламная модель внедрения ума в остановки общественного транспорта не работает. Однако их, с переменным успехом, продолжают ставить по всей стране. Отчасти потому что обычные остановочные павильоны — это боль и уныние, отчасти потому что у остановок с расширенным функционалом, все-таки возможно светлое будущее.

Например, в Нижнем Новгороде решили пойти по пути создания на базе павильонов единой информационно-справочной системы, с помощью которой можно, не уходя с остановки, купить билет в кинотеатр, забронировать столик в ресторане, построить маршрут и вызвать такси, потому что автобус не приехал. За установку павильонов в Нижнем тоже взялся инвестор, но покрупнее чем в Калуге.

— По сути, это первый в России опыт создания автоматической информационно-справочной системы на остановочных павильонах, — рассказал и.о. директора Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком» Дмитрий Проскура. — Здесь нижегородцы смогут и отслеживать время прибытия транспорта, и воспользоваться Wi-Fi, и выстроить нужный для себя маршрут движения. Кроме того, павильоны будут оборудованы системой видеонаблюдения и вызова служб экстренного реагирования. В дальнейшем будет подключена интерактивная система, позволяющая вызвать такси, купить билеты или забронировать место в ресторане.

В ближайшие годы в Нижнем Новгороде появится больше 300 «умных» остановок. Все они изготовлены на деньги ПАО «Ростелеком». По оценке разработчиков, стоимость одного остановочного павильона составляет около 3,6 миллиона рублей. Всего на реализацию проекта компания потратит около 1,6 миллиарда рублей, а через 10 лет конструкции перейдут в собственность города.

Умом не отличаются. Про новые остановки и цифровизацию

Нижегородские журналисты уже тестировали первые остановки и в целом остались довольны.

В данном случае, телекоммуникационный гигант обкатывает создание городского сервиса, который впоследствии можно будет предлагать, как новую услугу. Но суть «умных» устройств не совсем в этом. Согласно концепции цифровизации городского хозяйства «Умный город», разработанного Минстроем РФ, цифровизация — это путь построения единой системы сбора и обработки данных. И принятия решений на их основе.

Можно все, но зачем?

— Можно сделать так, чтобы в зависимости от пола и возраста смотрящего, на экране показывались сведенья о профилактических осмотрах в городских больницах. Можно сделать, чтобы на нужных улицах показывались объявления от коммунальных служб об отключениях. Можно сделать, чтобы те, кто стоит на остановке могли голосовые сообщения в горуправу отправлять — рассказывает директор по развитию компании «Первый рекламный дискаунтер» Сергей Никитин, его компания участвовала в разработке концепции остановок для Нижнего Новгорода. — На информирование населения у государственных структур уходят очень большие деньги, а тут настроить нужную аудиторию и зафиксировать интерес. Можно посчитать, сколько человек пришло на остановку и как долго они ждали нужный автобус. Синхронизировав их с данными о движении общественного транспорта, погодой и режимом работы предприятий, можно совершенно по-другому увидеть городские процессы. Можно много чего сделать. А вот с монетизацией действительно большой вопрос.

Один из вариантов того, как должна оплачиваться цифровизация городской инфраструктуры, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов рассказал на выездном заседании Комитета РСПП по цифровой экономике, проходившем осенью в Калуге.

— Есть проект «Безопасный город» и многие органы власти: и региональные, и муниципальные — идут по пути закупки оборудования и создают специальные структуры, которые этими системами управляют и предоставляют данные тем, кто ими должен пользоваться. Но моя позиция заключается в том, что это уже рынок, а вмешательство власти в рыночную экономику — это плохо. Власть не должна заниматься бизнесом, власть должна создавать условия для развития бизнеса, по возможности идеальные. Моя позиция в том, что эти данные кто-то должен формировать, а мы должны покупать. И тогда все будет по справедливости, и тогда эта сфера будет обязательно развиваться.

И, казалось бы, вот оно решение — пусть город сформирует запрос на покупку данных, озвучит сумму и начнется процесс обсуждения: кто, как и за сколько будет заниматься сбором данных. Но у города (не только у Калуги, у любого) во-первых, нет денег, а во-вторых, стимула особого нет.

Вот сейчас по всей стране прокатилась волна разработок новых схем движения общественного транспорта, и везде информацию о движении и заполненности автобусов собирали студенты с блокнотиками. Придут на остановку, постоят несколько часов, запишут чего-то. И на основании этих записей по всей стране отменяют автобусные маршруты. И ничего, все верят.

И вообще, концепции существенно продвинуться по пути цифровизации города можно, просто разработав и приняв документы о «нормативном закреплении понятия „умный город“ и связанных с ним видов деятельности» или о «создании условий для формирования единой (городской) цифровой среды доверия при внедрении технологических решений». А умные остановки, или просто электрифицированные, уже не так важно — такого пункта в критериях оценки эффективности нет.

Хочется, конечно, чтобы прям умными были, но и так сойдет. Обидно только, что выдавая обыденную вещь за инновацию, авторы этих прожектов размывают и обесценивают саму идею цифровой экономики и умного города. Создадут, когда-нибудь обязательно, создадут нормально работающую систему анализа городских процессов, но в нее никто не поверит.

А может быть все не так?

С другой стороны, всеобщая цифровизация таит в себе немало опасностей и дискомфорта. Умные девайсы записывают все действия человека, фиксируя даже те, в которых сам человек не отдает себе отчета. Есть даже такое понятие «интернет вещей» — это когда устройства сами без участия человека решают, как бы улучшить человеку жизнь. Все это порождает здоровую паранойю, люди заклеивают камеры на ноутбуках, отключают геопозиционирование на смартфонах, постоянно пользуются VPN и, все равно, мир умных вещей обступает человечество все плотнее.

Может именно для тех, кто устал от тотальной слежки, таргетинга, догоняющего маркетинга и построили эти «умные» остановки, которые настолько тупые, что даже актуальное расписание не показывают. Может это такой уголок цифровой депривации. Сидишь, слушаешь, как зимний дождь барабанит по антивандальной крыше, смотришь, как у пешеходного перехода опять перекладывают плитку. Вечереет, троллейбуса все нет, но табло пишет, что вот-вот. Подождем…

Читать также