Событие, которого все (одни с надеждой, другие с ужасом) так долго ждали, произошло. Впервые за 20 лет у Калужской области сменился губернатор. Несмотря на то, что Владислава Шапшу можно во многих смыслах назвать преемником Анатолия Артамонова, ждать, что все будет по-старому — не стоит, ведь новому главе региона придется работать в совершенно новых реалиях российской внутренней политики.
А в российской внутренней политике самое главное — это KPI. ДопОфис разбирается, как будет считаться эффективность нового губернатора Калужской области.
В России ежегодно публикуется близкое к нездоровому количество всевозможных рейтингов губернаторов. Глав регионов расставляют по степени эффективности, по устойчивости, по близости отставки и т.д. Методологии составления этих рейтингов несколько разнятся, но в общем случае сводятся к экспертной оценке. Т.е. некие люди по разным причинам назначаются экспертами, они читают новости или задают вопросы другим людям, называющим себя экспертами, и в итоге сочиняют некую оценку. Это не то чтобы прям совсем ненаучный метод, но подчас выглядит уж слишком неформальным.
По этой причине любой из этих рейтингов можно игнорировать, или, напротив, возводить в абсолют в зависимости от того, нравится вам ваша позиция в нем, или нет.
Государство не раз предпринимало попытки формализовать оценку эффективности руководителей регионов. Но тоже не слишком убедительные.
Конкретные критерии
В апреле прошлого года Президент Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности работы руководителей регионов России и региональных органов исполнительной власти. В приложении к указу перечислены 15 критериев:
- Уровень доверия к власти.
- Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе.
- Численность СМП и индивидуальных предпринимателей.
- Производительность труда в несырьевых секторах.
- Уровень реальной зарплаты.
- Объем инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов).
- Уровень бедности.
- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
- Естественный прирост населения.
- Количество семей, улучшивших жилищные условия.
- Уровень доступности жилья.
- Доля городов с благоприятной средой.
- Качество окружающей среды.
- Уровень образования.
- Доля автомобильных дорог.
«Доля городов с благоприятной средой» рассчитывается на основе Индекса качества городской среды ( ) и, по сути, показывает способность муниципалитетов потратить федеральные деньги, выделяемые на благоустройство. Помните, у нас в позапрошлом году скверы везде начали благоустраивать, а еще раньше — дворы асфальтировать? Вот. У Калужской области с рейтингом все ок. Обнинск в нем, кстати, выше Калуги…
«Качество окружающей среды» — один из самых сложных показателей, поскольку включает в себя воду, воздух и землю. Процент обеспеченности питьевой водой по программе «Чистая вода» считает Роспотребнадзор и тут мы не в лидерах. Последний нормальный рейтинг есть только за 2017 год и там Калужская область на 70 месте. Показатель воздуха рассчитывается на основе данных о работе промышленных предприятий, а «качество земли» оценивают по отсутствию несанкционированных свалок.
Методика расчета «Уровня образования», помимо простого количества людей с высшим образованием, содержит еще «количество первокурсников, не отчисленных после первого года обучения», который, по мнению авторов, каким-то образом свидетельствует о качестве образования в регионе. Это как оценивать качество школьного образования по количеству первоклашек, не оставленных на второй год.
На последнем по счету, но не по значимости, месте стоит эффективность реализации нацпроекта БКАД, а значит процент автомобильных дорог, соответствующих нормативам. Первый год реализации проекта дался нашему региону не просто, а впереди еще 4.
Успехи в натуральном выражении
Как можно заметить, большинство учитываемых при расчетах показателей — натуральные. Т.е. оценивают не время, проведенное в столовой, а фактическое количество съеденных беляшей. Такой подход нельзя назвать справедливым, поскольку, во-первых, разница в социально-экономическом положении субъектов РФ иной раз просто чудовищна и рост, который в Калужской области окажется незначительным, в Чечне или Еврейской автономной области будет существенным рывком вперед. А во-вторых, на многие показатели регионы имеют ограниченное влияние, просто потому что они находятся в управлении федерального законодательства.
С другой стороны, натуральными показателями практически невозможно манипулировать — будут возникать сложности связанные с тем, что разные ведомства в разное время собирают статистику — но «нарисовать» успехи не получится.
А что же с доверием к власти?
Это внутренний показатель, который не видит никто, кроме специальных сотрудников администрации Президента. При отслеживании рейтингов доверия АП в первую очередь ориентируется на «Георейтинг» фонда «Общественное мнение». Это исследование по всем регионам России, которое проводится раз в квартал: замеряются, в частности, показатели доверия губернаторам и президенту, а также уровень одобрения их деятельности.
Известно, что есть и дополнительные пункты, вроде количества независимых (не стоящих на балансе государственных структур) СМИ или данных некоего рейтинга настроений в социальных сетях.
После ряда непопулярных реформ, в нагрузку губернаторам добавили отслеживание того, чтобы положительная динамика их рейтинга совпадала с аналогичной у главы государства. Ну, чтобы при открытии новой школы, или автобусной остановки не забывали упомянуть о том, кто придумал нацпроекты и майские указы.
Можно предположить, что существенное влияние на рейтинг окажут результаты (явка, процент одобрения и т.д.) грядущего голосования по поправкам в конституцию. Возможно, получившийся все-таки несколько внезапным уход Анатолия Артамонова устроен так именно за тем, чтобы его не связывали с результатами выборов. Так или иначе, организация референдума станет для Шапши первой проверкой.
Задел прошлых лет не поможет
В общем, первая формальная система оценки эффективности губернаторов оказалась в зависимости от трудноформализуемого, полусекретного показателя, вес которого в общей формуле неизвестен.
Работа Анатолия Артамонова никогда не оценивалась по новой методике, но в прочих рейтингах он всегда был в лидерах и даже высказывал по этому поводу недовольство, мол, к тем, кто на первых местах, слишком много внимания, работать мешает.
За рейтингами Владислава Шапши сейчас будут следить еще более пристально, и какую бы оценку в главном рейтинге он не получил — это будет его достижение. Задел прошлых лет не будет играть большого значения.
Первый доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ представят Владимиру Путину 1 ноября 2020 года.