Успехи в натуральном выражении. Как будут оценивать работу Владислава Шапши

Успехи в натуральном выражении. Как будут оценивать работу Владислава Шапши

Событие, которого все (одни с надеждой, другие с ужасом) так долго ждали, произошло. Впервые за 20 лет у Калужской области сменился губернатор. Несмотря на то, что Владислава Шапшу можно во многих смыслах назвать преемником Анатолия Артамонова, ждать, что все будет по-старому — не стоит, ведь новому главе региона придется работать в совершенно новых реалиях российской внутренней политики.

А в российской внутренней политике самое главное — это KPI. ДопОфис разбирается, как будет считаться эффективность нового губернатора Калужской области.

 

В России ежегодно публикуется близкое к нездоровому количество всевозможных рейтингов губернаторов. Глав регионов расставляют по степени эффективности, по устойчивости, по близости отставки и т.д. Методологии составления этих рейтингов несколько разнятся, но в общем случае сводятся к экспертной оценке. Т.е. некие люди по разным причинам назначаются экспертами, они читают новости или задают вопросы другим людям, называющим себя экспертами, и в итоге сочиняют некую оценку. Это не то чтобы прям совсем ненаучный метод, но подчас выглядит уж слишком неформальным.

По этой причине любой из этих рейтингов можно игнорировать, или, напротив, возводить в абсолют в зависимости от того, нравится вам ваша позиция в нем, или нет.

Государство не раз предпринимало попытки формализовать оценку эффективности руководителей регионов. Но тоже не слишком убедительные.

Конкретные критерии

В апреле прошлого года Президент Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности работы руководителей регионов России и региональных органов исполнительной власти. В приложении к указу перечислены 15 критериев:

  1.  Уровень доверия к власти.
  2. Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе.
  3. Численность СМП и индивидуальных предпринимателей.
  4. Производительность труда в несырьевых секторах.
  5. Уровень реальной зарплаты.
  6. Объем инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов).
  7. Уровень бедности.
  8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  9. Естественный прирост населения.
  10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  11. Уровень доступности жилья.
  12. Доля городов с благоприятной средой.
  13. Качество окружающей среды.
  14. Уровень образования.
  15. Доля автомобильных дорог.
[Tag1]Показатели со 2 по 11, можно сказать, основаны на данных Росстата или ФНС и должны как-нибудь расти или быть выше, чем у соседей.

«Доля городов с благоприятной средой» рассчитывается на основе Индекса качества городской среды ( ) и, по сути, показывает способность муниципалитетов потратить федеральные деньги, выделяемые на благоустройство. Помните, у нас в позапрошлом году скверы везде начали благоустраивать, а еще раньше — дворы асфальтировать? Вот. У Калужской области с рейтингом все ок. Обнинск в нем, кстати, выше Калуги…

«Качество окружающей среды» — один из самых сложных показателей, поскольку включает в себя воду, воздух и землю. Процент обеспеченности питьевой водой по программе «Чистая вода» считает Роспотребнадзор и тут мы не в лидерах. Последний нормальный рейтинг есть только за 2017 год и там Калужская область на 70 месте. Показатель воздуха рассчитывается на основе данных о работе промышленных предприятий, а «качество земли» оценивают по отсутствию несанкционированных свалок.

Методика расчета «Уровня образования», помимо простого количества людей с высшим образованием, содержит еще «количество первокурсников, не отчисленных после первого года обучения», который, по мнению авторов, каким-то образом свидетельствует о качестве образования в регионе. Это как оценивать качество школьного образования по количеству первоклашек, не оставленных на второй год.

На последнем по счету, но не по значимости, месте стоит эффективность реализации нацпроекта БКАД, а значит процент автомобильных дорог, соответствующих нормативам. Первый год реализации проекта дался нашему региону не просто, а впереди еще 4.

Успехи в натуральном выражении

Как можно заметить, большинство учитываемых при расчетах показателей — натуральные. Т.е. оценивают не время, проведенное в столовой, а фактическое количество съеденных беляшей. Такой подход нельзя назвать справедливым, поскольку, во-первых, разница в социально-экономическом положении субъектов РФ иной раз просто чудовищна и рост, который в Калужской области окажется незначительным, в Чечне или Еврейской автономной области будет существенным рывком вперед. А во-вторых, на многие показатели регионы имеют ограниченное влияние, просто потому что они находятся в управлении федерального законодательства.

С другой стороны, натуральными показателями практически невозможно манипулировать — будут возникать сложности связанные с тем, что разные ведомства в разное время собирают статистику — но «нарисовать» успехи не получится.

А что же с доверием к власти?

Это внутренний показатель, который не видит никто, кроме специальных сотрудников администрации Президента. При отслеживании рейтингов доверия АП в первую очередь ориентируется на «Георейтинг» фонда «Общественное мнение». Это исследование по всем регионам России, которое проводится раз в квартал: замеряются, в частности, показатели доверия губернаторам и президенту, а также уровень одобрения их деятельности.

Известно, что есть и дополнительные пункты, вроде количества независимых (не стоящих на балансе государственных структур) СМИ или данных некоего рейтинга настроений в социальных сетях.

После ряда непопулярных реформ, в нагрузку губернаторам добавили отслеживание того, чтобы положительная динамика их рейтинга совпадала с аналогичной у главы государства. Ну, чтобы при открытии новой школы, или автобусной остановки не забывали упомянуть о том, кто придумал нацпроекты и майские указы.

Можно предположить, что существенное влияние на рейтинг окажут результаты (явка, процент одобрения и т.д.) грядущего голосования по поправкам в конституцию. Возможно, получившийся все-таки несколько внезапным уход Анатолия Артамонова устроен так именно за тем, чтобы его не связывали с результатами выборов. Так или иначе, организация референдума станет для Шапши первой проверкой.

Задел прошлых лет не поможет

В общем, первая формальная система оценки эффективности губернаторов оказалась в зависимости от трудноформализуемого, полусекретного показателя, вес которого в общей формуле неизвестен.

Работа Анатолия Артамонова никогда не оценивалась по новой методике, но в прочих рейтингах он всегда был в лидерах и даже высказывал по этому поводу недовольство, мол, к тем, кто на первых местах, слишком много внимания, работать мешает.

За рейтингами Владислава Шапши сейчас будут следить еще более пристально, и какую бы оценку в главном рейтинге он не получил — это будет его достижение. Задел прошлых лет не будет играть большого значения.

Первый доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ представят Владимиру Путину 1 ноября 2020 года.

Читать также