Виртуальное обучение и реальные навыки. Калужская компания занялась VR-технологиями

Виртуальное обучение и реальные навыки. Калужская компания занялась VR-технологиями

В конце прошлого года страну облетела новость о том, что на подмосковной ферме на коров надели очки виртуальной реальности, показывающие залитые солнцем зеленые луга, и они стали лучше доиться. Между тем, в одной калужской компании аналогичный эксперимент проводят с людьми.

Сотрудники кадрового агентства «Рекадро» в минуты отдыха могут прогуляться по виртуальному пляжу, или прокатиться на лодке по низкополигональному гроту.

— Такой способ релакса, конечно, подходит не всем. Не все могут расслабиться и погрузиться в предлагаемый сюжет. Есть те, кто воспринимает происходящее как развлечение, что тоже не способствует снятию стресса, — признается руководитель отдела инноваций компании Дмитрий Яровой. — Но немало и положительных отзывов от сотрудников, у которых получается быстро погрузиться. Сейчас мы заняты доработкой сценариев и графики и будем надеяться, новая версия будет эффективней.

Виртуальное обучение и реальные навыки. Калужская компания занялась VR-технологиями

На самом деле, «релакс» с помощью VR-очков — это лишь ответвление большого виртуального направления в работе компании, которое скоро начнет приносить реальные деньги.

На самом деле, очки и шлемы виртуальной реальности уже давно не просто баловство для гиков. По данным международной консалтинговой компании IDC, к 2022 году рынок VR-устройств вырастет в 7 раз. Количество поставляемых AR/VR-устройств в мировом масштабе увеличится с 8,9 млн (это количество устройств на середину 2018 года) до 65,9 млн к 2022 году. При этом большая часть этих устройств будет использоваться совсем не для игры и просмотра порно, а для обучения персонала.

Наибольший интерес к технологиям VR проявляют строительные и медицинские компании, но разработки ведутся и в других сферах — промышленность, недвижимость, онлайн-ретейл. И везде оказывается, что дорогая разработка виртуальной модели позволяет экономить на еще более дорогих процессах.

Например, Layton Construction удалось сэкономить $250 000 при строительстве медицинского центра площадью 45 000 квадратных метров. В компании разработали 20 виртуальных макетов вместо традиционных физических для подбора конфигурации операционных и других критически важных помещений. Это позволило не только сократить затраты, но и значительно ускорить процессы согласования — документация по предпроектной стадии была передана на 2 месяца раньше, чем планировалось.

Впрочем, в некоторых случаях благодаря VR можно вообще ничего не строить. Например, Alibaba Group просто создали виртуальный торговый центр Buy+. Согласитесь, дешевле, чем строить здание.

Особенную популярность VR будет иметь для компаний, которым нужно стандартизировать, моделировать и отработать разные типовые и аварийные ситуации. Этим увлечены очень многие мировые компании. Они воссоздают основные сценарии взаимодействия сотрудника с клиентом, сложным оборудованием или определенные обстоятельства, при которых сотрудник попадает в критическую ситуацию.

Эффективность действий сотрудника оценивается либо тренером, либо самой системой, если у компании есть возможность подключить её к нейросети. В конце 2018 года Walmart приобрёл 17 тысяч гарнитур Oculus GO для обучения своих сотрудников. В отрасли говорят, что это самый большой вклад в развитие корпоративного обучения.

В Калуге обучением персонала в виртуальной реальности занимается кадровое агентство «Рекадро». В самом агентстве VR-очки служат для снятия стресса, а вот сторонним заказчикам «Рекадро» готовы предложить программы обучения персонала технике безопасности.

— Преимущество очков виртуальной реальности перед обычными вебинарами в том, что в них невозможно отвернуться от экрана, или заняться чем-нибудь посторонним — продолжает Дмитрий. — VR дает большее погружение в процесс обучения, чем остальные методики, человек лучше запоминает и у него быстрее формируются нужные навыки.

Первые эксперименты с виртуальной реальностью в «Рекадро» начались с простого развлечения на корпоративе, но сейчас, когда компания приобрела первый опыт разработки обучающих программ, стало понятно, что у этой технологии есть будущее в индустрии подготовки персонала.

— К сожалению, обучение технике безопасности на производстве часто простая формальность. В лучшем случае работникам объясняют, что нужно делать, на словах, Конечно, все зависит от предприятия, и на крупных заводах можно встреть ответственное отношение к этому вопросу, но бывает и так, что просто просят расписаться в прохождении инструктажа. Мы же предлагаем решение, которое позволит точно оценить готовность сотрудника к экстренным ситуациям. Работник надевает очки и учится действовать в ситуациях, которых мы стараемся избегать в реальности — например, пожар или какая-либо авария на производстве.

Сейчас в арсенале «Рекадро» только два демонстрационных проекта, обучающих действиям при пожаре и оказанию первой помощи, но в компании уверены, что у методики виртуального обучения большие перспективы.

— Мы давно присматривались к этому направлению, но за конкретную разработку взялись только год назад, когда стало понятно, что VR-технологии стали развиваться быстрее — появилось много доступных устройств и приложений для разработчиков. Помимо виртуального обучения, мы с коллегами рассматриваем возможность создания приложений для тестирования и оценки сотрудников, а также виртуальную переговорную комнату.

Рынок промышленных VR-решений в России еще не сформирован: большое количество проектов носит пилотный характер. По оценке TAdviser, большинство российских компаний, которые в настоящее время тестируют или уже перешли к промышленной эксплуатации VR-решений, реализуют эти проекты в значительной степени силами собственных специалистов. За направление уже взялись спецы из «Газпрома», «Росатома», СИБУРа, РЖД и т.д. В этих компаниях основной упор делается на отработку техники безопасности, образовательные программы для сотрудников, виртуальны инструкции по сборке и проектирование инженерных сооружений. Однако есть и уникальные проекты. Так на Магнитогорском металлургическом комбинате заняты созданием виртуальной копии предприятия, чтобы новым сотрудникам было проще ориентироваться.

Развитие AR/VR уже внесено в основной перечень задач нацпроекта «Цифровая экономика», утвержденной президентом РФ. А где нацпроекты — там деньги. Федеральный бюджет выделит на реализацию мероприятий «Дорожной карты» 29,68 млрд руб., из внебюджетных источников хотят привлечь еще 24,5 млрд руб.

Созданием «дорожной карты» развития VR-технологий в рамках «цифровой экономики» занимается ДВФУ и, по мнению авторов, к 2024 году наша страна будет «задавать отраслевые стандарты». Так что кадровое агентство из Калуги скорее может оказаться одним из игроков на очень денежном рынке.

По правде говоря, пилотные проекты выглядят несколько наивно. В первую очередь из-за графики — надев очки словно попадаешь в компьютерную игру 15-летней давности. На данном этапе у технологии слишком много ограничений — слабые устройства, отсутствие обратной связи, невозможность реализации мелкой моторики и трудности с воссозданием перемещения в пространстве.

Но даже с такими оговорками, по данным консалтинговой компании CapGemini, эффект от внедрения VR/AR-решений, в среднем, находится на уровне 10-15% экономии, а в отдельных случаях может превышать 20-25%. При этом участники опроса CapGemini отмечали, что при полномасштабном внедрении экономический эффект не менее 10% фиксировался в 75% проектов, базирующихся на VR-технологиях (при точечных внедрениях или в рамках пилотных проектов такой эффект отмечался только в 59% случаев).

Интерес калужских компаний к виртуальной реальности пока можно назвать умеренным — «Рекадро» проводит презентации, знакомит бизнес с технологией, но до конкретных заказов дело пока не дошло.

— Интерес есть, и я уверен, скоро он перерастет в конкретные проекты. Современные HR-специалисты это ведь уже не просто кадровики — они занимаются развитием компании через развитие персонала. А мы предлагаем им, пусть новый, непривычный, но уже показывающий эффективность, инструмент.

Читать также