Государство пытается и рыбку съесть, и дома отсидеться. Поиск золотой середины между строгими мерами по сдерживанию распространения эпидемии и необходимостью сохранить экономику в сколько-нибудь рабочем состоянии, может привести к тому, что не получится ни того, ни другого.
Когда был опубликован список предприятий (вернее, номеров ОКВЭД), которым можно возобновить работу, с условием строгого соблюдения санитарных ограничений, власти региона, и ВРИО губернатора в том числе, подчеркивали, что станут следить за эпидемиологической обстановкой, и если она не ухудшится — разрешение на работы получит следующая партия предприятий.
Вскоре после того, как крупные заводы заработали, начался резкий рост выявленных заражений коронавирусом, в том числе и среди работников этих самых заводов. Однако отыгрывать ситуацию назад и закрывать начавшие работу заводы власти пока не собираются. Ограничиваясь только указаниями строго соблюдать меры безопасности.
Но многие предприниматели возобновили работу, не дожидаясь разрешений. Кто-то, ссылаясь на то, что дополнительный ОКВЭД входит в разрешительный перечень, кто-то просто так, надеясь, что его не поймают.
Точно также по записи продолжают работать шиномонтажи, автосервисы, тату-салоны, некоторые производственные предприятия и строительные компании, работающие в секторах ИЖС и капитального ремонта. Не говоря уже о городских службах и дорожниках. По данным индекса самоизоляции, который ведет Яндекс, калужане действительно сидят дома только на выходных.
Словом, ограничительные меры воспринимаются большинством экономически-активного населения как формальность, а это, по логике наших властей, неизбежно должно привести к ужесточению наказаний.
Сразу два соседних с Калужской областью региона заявили о намерении ввести цифровые пропуска для поездок по городу. Можно не сомневаться в том, что такую меру рассматривает и руководство нашего региона. Но тут вопрос простой целесообразности: стоит ли нервировать население, если «нерабочие дни» вот-вот закончатся. Даже если их продлят на две недели, как об этом просит глава Роспотребнадзора Анна Попова, ужесточать ограничения на это срок не выглядит целесообразным, тем боле что сам Роспотребнадзор уже анонсировал планы выхода из самоизоляции предприятий общепита и парикмахерских.
Между тем, о возможности смягчения в России карантинных мер, хоть и в теоретическом ключе, на прошлой неделе впервые заговорила вице-премьер Татьяна Голикова, которая возглавляет федеральный оперативный штаб по борьбе с коронавирусом.
В странах Европы, где коронакризис наступил раньше, первые ослабления режима ограничений планируются спустя 2-3 недели после того, как прекращался рост числа заразившихся.
В Великобритании рост числа новых заболевших прекратился 10 апреля, но ни о каких послаблениях речи нет до сих пор. В Германии первые ограничения были введены 12 марта, уже после того, как число заблевших превысило 100 тысяч. Первым днем, когда число новых случаев заражения престало расти, стало 2 апреля. 20 апреля режим ограничений начал ослабляться — возобновили работу автомастерские и небольшие непродовольственные магазины. С 4 мая частично начнут работать школы. Похожая ситуация складывается в Бельгии и Швейцарии, где медицинским клиникам разрешили проводить процедуры в обычном режиме, возобновили работу парикмахерские, косметические салоны и магазины товаров для дома.
В Испании снят запрет на прогулки с детьми, но подробный план выхода режима ограничений будет представлен в первых числах мая. В Италии в наименее пострадавших областях книжные магазины и прачечные работают уже с середины апреля. Непродовольственные магазины смогут возобновить работу после 11 мая.
Таким образом, существующая сейчас практика выхода из режима ограничений предполагает остановку роста количества заболевших и превращение этой остановки в устойчивый тренд, продолжающийся не менее одного инкубационного периода (14 дней), а затем поэтапное снятие ограничений, начиная с непродовольственной торговли.
В России рост числа заболевших продолжается. Но в течение прошлой недели число новых больных коронавирусом и в России, и в Москве впервые перестало демонстрировать экспоненциальный рост — три дня подряд, со вторника по четверг, оно последовательно снижалось. Но в выходные количество новых больных снова начало расти, значит, надежды на устойчивый понижательный тренд уже нет. В такой ситуации, если Россия не решит пойти по какому-нибудь особому пути, даже частичного снятия запретительных мер не стоит ожидать ранее середины июня.
Зараза не пристает
Но вообще россияне относятся к страшной болезни с некоторым фатализмом. Согласно совместному исследованию ВЦИОМ и АНО «НИЦ „Особое мнение“» 40% россиян не боятся заразиться коронавирусом. При этом россияне уверены, что если болезнь случится, то ее последствия будут тяжелыми — так считают 48% опрошенных против 36% респондентов, которые думают, что болезнь будет протекать легко. Больше всего вирусом обеспокоены респонденты в возрастной группе 25–34 года. 45% среди лиц 55-64 лет и 49% среди тех, кому 65+, не смогли оценить вероятность того что они подхватят коронавирус.
Небольшие недоимки разрешили
Правительство утвердило правила субсидирования малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. ()
- Компания не должна находиться в процессе ликвидации, или банкротства.
- По состоянию на 1 марта 2020 года у компании должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей.
- В организации должно работать не менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Указанные требования касаются и индивидуальных предпринимателей без работников они тоже получат выплаты в размере одного МРОТ (12 130 рублей).
Для получения субсидии за апрель компания должна направить заявление в налоговый орган с 1 мая до 1 июня, для получения субсидии за май — с 1 июня до 1 июля 2020 года.