29 апреля ВРИО губернатора Калужской области Владислав Шапша принял решение «возобновить оказание парикмахерских услуг при соблюдении всех мер санитарной безопасности. Также разрешили продажу семян и рассады, печатной продукции в киосках и оказание услуг ремонтных мастерских». В преддверии праздников, после месячного запрета открытие парикмахерских выглядит логичным решением очевидной проблемы (сами чиновники, судя по снимкам, все-таки, где-то стригутся), но на самом деле это стало результатом настойчивой работы целой индустрии.
С момента закрытия занимались открытием
— Мало кто воспринимает салоны красоты как серьезный, честный бизнес. У нас маленькая маржинальность, налогов с нас много не получишь, много работников без оформления. Но поскольку я работаю честно — все сотрудники в штате, все налоги платим даже сейчас, без отсрочек — мне не страшно отстаивать свои права — объясняет Елена Бриненко, владелица студии красоты «Краски времени» — поэтому я и взялась за это дело.
Способность бизнеса к объединению и совместному отстаиванию своих интересов оказалась основой выживания в сложившейся из-за коронавируса ситуации. Когда в России объявили нерабочие дни и весь бизнес ушел на вынужденный простой — одни смирились, сказав, что такое уж у нас государство, другие — стали доказывать, что при соблюдении санитарных норм их бизнес не опаснее открытых супермаркетов.
Одним из таких предпринимателей и стала Елена Бриненко. Первым делом она стала искать поддержки среди таких же пострадавших — вступила в Ассоциацию предпринимателей индустрии красоты и стала их представителем в регионе. А затем пригласила всех калужских владельцев салонов в общий чат.
Во многом благодаря АПИК, ОКВЭДы салонов красоты попали в список пострадавших отраслей. Сейчас ассоциация доказывает возможность работы салонов красоты в условиях карантина по всей стране, координирует работу своих представителей в регионах, предлагает типовые документы, консультирует и другими способами помогает донести позицию предпринимателей сферы красоты до руководителей, имеющих полномочия принимать решения о начале работы тех или иных отраслей.
— Все четыре недели с момента закрытия салонов красоты мы занимались тем, что открывали их обратно, — продолжает Елена. — Я помогала трансформировать документы АПИК для Калужской области. Вместе с Ольгой Заворотынской, руководителем сети салонов Шоколад, мы написали письмо ВРИО губернатора. Ольга записала видеобращение. Торгово-промышленная палата, несмотря на то, что только два члена ТПП относятся к индустрии красоты, проделала огромную работу, помогая нам донести нашу позицию до оперативного штаба. Соцсети и поддержка общественности помогли показать, что открытие салонов поддерживают многие калужане. В результате нас отрыли.
По той же схеме, что и Елена с Ольгой, действовали десятки предпринимателей по всей стране. Писали письма руководителям регионов, выступали на заседаниях, записывали видеообращения, предлагали дополнительные меры защиты для клиентов. И добились. Первой разрешение на работу салонов красоты, имеющих медицинскую лицензию, выдала Москва. Следом — Томская и Иркутская области, всего в течении апреля предприятия индустрии красоты заработали в 37 регионах. Затем Роспотребнадзор сформировал общие санитарные требования для индустрии, и вот с этой недели салоны красоты стали открываться по всей стране.
Риск для здоровье близких
Открытие парикмахерских залов нельзя назвать полной победой — это только первый шаг, который позволит предпринимателям вернуть лишь небольшую часть выручки. Не совсем понято почему, но работать могут только парикмахеры — мастера маникюра и макияжа все еще не при делах. По крайней мере, те, кто работает официально.
— Первые дни я нервничала, понимая, что кто-то продолжает работать, а я не работаю. Но потом подумала, что, наверное, те, кто продолжил работать на дому, могут себе позволить рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких, значит, обстоятельства вынуждают их так поступать. Я, как работодатель, не захотела ставить под угрозу здоровье своих сотрудников — почти у всех есть дети.
Заработать на маски
Разрешение на работу парикмахерских не означает автоматический выход салонов из кризиса. Работать можно, но теперь перед ними встает вопрос: как? Чем вызвана строгость санитарных требований понятно, но большинство салонов просто не может им соблюдать поскольку оборудовались в другой эпидемиологической реальности.
— Очень многие салоны красоты оказались, по сути дела, в невозможности ведения бизнеса, потому что большинство салонов — это открытые пространства, Роспотребнадзор требует обслуживать клиентов в отдельных кабинетах. Это экономически абсолютно нецелесообразно ни для какого бизнеса. И в этом смысле лучше тогда не открываться, чем работать себе в убыток. — уверен пресс-секретарь АПИК Александр Петросян. — Поэтому мы написали несколько писем в Роспотребнадзор, ждем и очень надеемся, что ведомство пойдет на контакт с нами по этому вопросу. Индустрия красоты за здоровье своих клиентов и сотрудников, но это все-таки бизнес.
Помимо соблюдения дистанции, есть и другие требования: прием клиентов только по предварительной записи, с интервалом не менее 20 минут. Кроме того, сотрудники парикмахерских и салонов красоты должны носить «пижаму, медицинский халат, шапочку» и регулярно их менять. А в запасе должны быть антисептики и маски на пять дней. А на маски и халаты государство субсидий не выдает.
— Мы готовим документы для получения гранта на зарплату — один МРОТ на сотрудника. Все мастера в «Красках времени» оформлены официально, и не воспользоваться этой мерой было бы глупо — признается Елена. — До всей этой истории мы покупали одноразовые перчатки по 20 рублей, теперь они стоят 160. А на окрашивание нужно две пары перчаток. Поэтому, радуясь, что мы наконец-то начнем работать, я в то же время ищу возможность получить какую-нибудь дотацию, чтобы закупить все расходные материалы, которые нужны для открытия салона. Поднять цены и переложить эти расходы на клиентов мы не можем — клиенты в одинаковом с нами положении.
Пакет документов необходимых для возобновления работы салона красоты можно скачать здесь.
Подробнее о деятельности штаба читайте в материале ДопОфиса.