Коронакризис и национальные проекты

Коронакризис и национальные проекты

Весь прошлый год в России прошел под знаком национальных проектов. Именно с национальными проектами связывали скорое экономическое возрождение России государственные экономисты. Масштабные бюджетные траты должны были подтолкнуть бизнес к развитию и повысить доходы населения, но коронавирус поставил и без того сомнительные планы под вопрос.

О том, отменяет ли пандемия коронавируса планы по развитию экономики, ДопОфис расспросил директора Агентства развития Бизнеса Калужской области Стефана Перевалова.

Есть впечатление, что из-за коронавируса национальный проект развития МСП поставлен на паузу, так ли это? Есть ли какие-то результаты за первый квартал?

Действительно, все информационное пространство в последнее время было заполнено новостями о разработке антикризисных мер. И эти меры оперативно появляются, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

По некоторым из них еще не приняты нормативно-правовые акты, а некоторые уже показали положительный результат. Мы в наших консультациях рассказываем людям о том, что уже есть, чем можно будет воспользоваться в дальнейшем. Разработали специальную брошюру, где все меры господдержки, действующие в регионе, собраны в одном месте. В том числе меры, которые еще находятся на согласовании.

Пока разрабатывались антикризисные меры, налоговые послабления, мы в Агентстве развития бизнеса провели всю подготовительную работу для того, чтобы запустить мероприятия в рамках нацпроектов. Эта работа не была заметна, но за это время мы успели согласовать все сметы, получить все разрешения федерального уровня. И теперь готовы работать по всем национальным проектам, за реализацию которых отвечаем в регионе: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт».

В итоге по этим нацпроектам мы получили уже порядка 90 заявок, в частности, на продвижение продукции предпринимателей, размещение на электронных торговых площадках, помощь в сертификации, создание или модернизацию сайта, поиск зарубежных партнеров. И у нас есть инструментарий, чтобы средства нацпроектов как можно скорее заработали для бизнеса.

Нуждаются ли в пересмотре целевые показатели нацпроекта на 2020-й год? Может быть, он вообще должен поменять свое содержание?

На совещании Правительства по этому вопросу глава региона четко обозначил свою позицию — текущая ситуация не должна стать оправданием для недостижения целевых показателей.

Вместе с этим гипотетические изменения целевых показателей возможны. Принцип формирования целей и задач нацпроекта исходит от федерального уровня. До регионов доводятся сначала глобальные KPI, которые потом переформатируются в региональные.

Надо учитывать, что помимо нацпроектов качество бизнес-климата в регионе оценивается по таким показателям, как целевые модели поддержки МСП. Недавно федерация опубликовала рейтинг исполнения этих моделей, и Калужская область заняла лидирующую позицию в этом рейтинге по результатам 2019 года наряду с еще 5 регионами.

Регион на протяжении всех последних лет постоянно достигал всех поставленных целей и задач, поэтому я уверен, что и по нацпроектам это результативность сохранится.

АРБ собирает предложения для очередного пакета мер поддержки. С какими предложениями обращаются? Какие меры поддержки сейчас действительно нужны бизнесу?

Все обращения в агентство по вопросам господдержки условно делятся на две категории. Это либо расширение аудитории получателей, либо разработка новых пакетов мер поддержки.

Например, в самом начале пути мы начинали работать по региональным мерам поддержки только с общепитом и гостиницами. По мере того, как видели, что пострадавших больше, расширили перечень отраслей. И этот процесс продолжается. То же самое происходит и на федеральном уровне.

Вместе с этим, по мнению бизнес-сообщества, оценивать пострадавших отраслями — не самое оптимальное решение. Но это то решение, которое позволяет реагировать оперативно.

Можно услышать, что у бизнеса существенно упала выручка, но вместе с тем в перечень пострадавших отраслей он не попадает, или не попадает его основной ОКВЭД. Мы такие вопросы часто слышим и знаем, что на уровне правительства им также уделяется внимание и они учитываются при разработке мер.

По мерам поддержки — многие говорили про прямые выплаты, и их уже объявили. Говорили про льготное кредитование, про снижение налоговой нагрузки, и все это нашло отражение в принятых пакетах мер поддержки бизнеса.

Как изменилась работа АРБ из-за коронакризиса?

Только за этот месяц мы ответили на запросы более 1 200 человек. И это не всегда бизнес-консультации — иногда людям просто надо выговориться.

Моя команда полностью мобилизована. У нас работает горячая линия, можно оставить заявку на портале. В течение нескольких дней мы развернули новую CRM-систему, всю структуру агентства полностью перекроили. Сейчас это три блока.

Первый — это операционисты. То есть люди, которые отвечают за прием обращений и их фиксацию. Они заносят все заявки в CRM и отслеживают, чтобы ни одно обращение не потерялось, мониторят качество оказанных консультаций.

Второй и самый большой блок — это консультанты. Даже те люди в команде, которые работали по другим направлениям и не имели финансового или юридического образования, прошли оперативно повышение квалификации у своих же коллег, чтобы иметь возможность оказывать базовые консультации.

И третий блок — это пиар, который работает над тем, чтобы информация, которой мы обладаем, оперативно доходила до как можно более широкой аудитории. Подкрепленные нормативно-правовыми актами меры поддержки публикуются в соцсетях. Сейчас проводим ежедневные онлайн-конференции по наиболее частым вопросам от бизнеса, записываем видеоэфиры по мерам господдержки, перевели в онлайн-формат образовательные мероприятия.

Среди наших услуг были стандартные действенные механизмы, такие как участие бизнеса в выставках и бизнес-миссиях. Часть из них, к сожалению, пришлось отменить. И мы срочно перераспределили эти средства на услуги, которые более востребованы. Например, на ту же рекламу, разработку сайтов, регистрацию на торговых интернет-площадках.

Как долго на ваш взгляд калужский бизнес будет возвращаться к нормальной работе? Сколько предприятий закроется?

Мы видим, что потери неизбежны. И часть предприятий, которые и в докризисный период были недостаточно устойчивы, могут попасть в бедственное положение.

Давайте представим, что этот кризис может иметь не только отрицательные последствия, но и дать определенный рывок нашему региону. И здесь, конечно, многое будет зависеть от того, как мы совместно с бизнесом отработаем в этот период. То, как мы выйдем из сложившейся ситуации, может стать конкурентным преимуществом как минимум для отдельно взятых отраслей экономики.

А мы в агентстве приложим все усилия для того, чтобы те, кто сохранил свою деятельность, или кто только хочет заняться бизнесом, были обеспечены нашей полной поддержкой.

Читать также