От возглавляемого Михаилом Мишустиным Правительства все ждали каких-то решительных технократических (если угодно цифровых) мер, какого-то качественного обновления экономического курса и повышения эффективности системы управления страной.
Но новый кабинет министров, можно сказать, оказался не в то время не в том месте и теперь решает банальную, но от этого не менее актуальную проблему — пополнения бюджета. Впрочем, может быть, что изначально все именно так и задумывалось, просто в менее авральном режиме.
С начала года Правительство, а конкретнее его экономический блок, выдвинуло целый ряд инициатив, направленных на совершенствование налоговой системы. Все усовершенствования, понятное дело, должны привести к тому, чтобы бизнес платил больше налогов.
Для бизнеса
ЕНВД предлагают продлить.Но не продлят. Группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение очередной законопроект о продлении ЕНВД до 2024 года. Ранее с такими требованиями выступал целый ряд общественных объединений, но получил отказ.
Премьер-министр Михаил Мишустин тогда ясно дал понять, что плательщики ЕНВД не доплачивают в бюджет и с этим будет покончено. Вместо вмененки правительство предложило обновление для Патентной системы налогообложения, о которой ДопОфис подробно рассказывал здесь.
УСН+ Еще в докоронакризисном феврале Государственная дума одобрила законопроект о так называемом переходном периоде для компаний, утративших право применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Предполагалось, что если численность компании превысит 100 человек или годовой доход превысит 150 млн. рублей, то она не перейдет автоматически на общую систему налогообложения, а вступит в «переходный период» и станет платить чуть повышенный УСН 8% и 20% (вместо 6% и 15%)
При этом в февральской редакции было непонятно, сколько длится переходный период и что должно наступить после него.
Однако, в конце июля Правительство внесло новые поправки, согласно которым после повышения ставок до 8% и 20% из-за временного роста выручки и численности персонала компании смогут вернуться к стандартным 6% или 15% — если вновь будут соответствовать критериям «упрощенки».
Возможность не уходить на ОСН, при разовых крупных доходах, отлично согласуется с инициативой Минфина об удвоении обязательной квоты малого и среднего бизнеса в закупках государства, увеличив ее с 15% до 30%. Квоты госкомпаний в инициативе не фигурируют, речь идет только о госорганах, но можно считать это хорошим началом.
Для очень хорошего бизнеса
Будет введен фиксированный налог на иностранный доход. В обмен на освобождение от декларирования зарубежного имущества и долей в контролируемых иностранных компаниях, предпринимателям предложен фиксированный налог в 5 млн. рублей в год.
Это сильно облегчит жизнь тем, кто держит на счетах контролируемых иностранных компаний (КИК) за рубежом сотни миллионов рублей.
Для крупного бизнеса
Нефтяникам пересчитывают Налог на дополнительный доход. НДД заработал с 2019 года как эксперимент. В ходе него налогом облагается не объем добычи (как при взимании налога на добычу полезных ископаемых, НДПИ), а финансовый результат (выручка от продажи нефти за минусом затрат). Чтобы гарантировать некий объем поступлений в бюджет, в расчет НДД включен пониженный НДПИ (примерно 60% от обычной ставки), который вычитается из налогооблагаемой базы.
По оценкам Минфина, пересчет может принести в бюджет порядка 200 млрд рублей. Для сравнения, за 2019 год все плательщики УСН заплатили в казну 412 млрд.
Под присмотром ФНС
Минфин желает расширить число компаний, бухгалтерия которых будет проверяться в режиме реального времени. Так называемый «налоговый мониторинг» — действует в России с 2015 года, но только для очень солидных компаний. Он предполагает постоянный онлайн-доступ налоговиков к данным бухгалтерского и налогового учета компаний, в обмен на отсутствие оснований для проведения камеральных налоговых проверок.
Поправки Минфина к Налоговому кодексу (НК) предлагают понизить требования к годовому обороту и активам потенциальных участников системы до 1 млрд руб., а сумму уплаченных ими налогов за год — до 100 млн руб.
За пять лет на налоговый мониторинг согласились всего около 100 компаний, если поправки будут приняты, то Правительство рассчитывает получить онлайн-доступ к бухгалтерии еще почти 4000 тысяч предприятий.
Главный вывод, который нужно сделать из всех налоговых нововведений этого года — бухгалтерия и уплата налогов должна оставаться зоной повышенного внимания любого бизнесмена. И адаптация к новым экономическим условиям должна начинаться с аудита собственной бухгалтерии и привлечения профессионалов по налоговому учету.