Задача — выжить. Правительство пересматривает нацпроект поддержки МСП

Задача — выжить. Правительство пересматривает нацпроект поддержки МСП

Минэкономразвития корректирует национальный проект развития МСП. Теперь проект ориентирован на создание инфраструктуры, сопровождающей рост МСП на всех стадиях и лучшую собираемость налогов. ДопОфис разбирается, что это значит для бизнеса.

Почему это важно?

Национальные проекты были попыткой быстрого разгона экономики за счет бюджетных вливаний и качественных преобразований по части инженерной и промышленной инфраструктуры. Упрощая — государство хотело дать денег на новое оборудование и строительство масштабных объектов. Нацпроект поддержки МСП был важной частью этой задумки. Малые предприятия должны были стать подспорьем и, в какой-то степени, альтернативой крупным компаниям и производствам.

Сейчас этот проект пересматривается в пользу лучшей собираемости налогов с МСП. И это плохой сигнал для бизнеса, поскольку показывает, что государство отказывается от развития в пользу пополнения бюджета.

Главное — налоги

Деталей обновления для нацпроекта пока нет. Но из того, что известно, можно сделать вывод, что национальный проект, как бы, притормаживает — развитие МСП из прорывного превращается в консервативное и, в полном соответствии со специализацией нынешнего премьер-министра, концентрируется на налогах. На их собираемости и удобстве уплаты.

Так, к нацпроекту оказалась привязана давнишняя инициатива Минфина о «переходных налоговых периодах». Подробнее об этом ДопОфис рассказывал здесь. Суть в том, что малые предприятия смогут не уходить на общую систему налогообложения при разовых крупных доходах, а использовать «Упрощенку+»: 8% и 20% (вместо 6% и 15%).

Еще одна инициатива Минфина об удвоении обязательной квоты малого и среднего бизнеса в закупках государства, увеличив ее с 15% до 30%, так же вошла в обновленный паспорт проекта. В натуральном выражении закупки должны вырасти с нынешних 3,5 трлн рублей до 5 трлн рублей в 2024 году.

В сумме два этих решения упрощают малому бизнесу доступ к единственному надежному источнику денег в России — госбюджету и это, безусловно, хорошая новость. Но не для всех. Около 42% фирм сферы МСП в России занимаются торговлей, они формируют до 60% оборота сферы МСП, а, следовательно, их главный враг — не трудности с доступом к госзакупкам, а сокращение платежеспособного спроса, наблюдаемое с конца 2014 года.

ЦФП для МСП

Структурно Национальный проект разделят на три федеральных проекта. Минэкономики применит в схеме поддержки МСП подход, аналогичный поддержке инноваций.

Будет создана единая цифровая платформа с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер подержи, и специальными сервисами для субъектов МСП и самозанятых граждан. Еще будет «центральный ФП» по акселерации субъектов МСП и отдельный ФП, адресованный самозанятым.

Похоже, что из Нацпроекта выпадут, или будут разделены по другим Федеральным проектам: ФП по поддержке сельского хозяйства и ФП популяризации предпринимательства.

Хорошая новость для самозанятых

Когда новый паспорт нацпроекта будет окончательно одобрен, на самозанятых распространят все те меры государственной поддержки, которые теперь доступны только тем, кто находится в реестре субъектов МСП.

Т.е. они смогут обратиться в региональные центры «Мой бизнес» за консультациями. Кроме того, они смогут получить финансовую поддержку, предоставляемую государственными микрофинансовыми организациями и региональными гарантийными организациями.

Суть в том, что граждане, взявшиеся добровольно платить налог на профессиональный доход, теперь рассматриваются государством, как ступень развития малого бизнеса. По замыслу авторов, сначала человек просто печет кексики на собственной кухне, потом открывает кондитерскую, за ней — сеть кондитерских, а там и собственную шоколадную фабрику.

Логичная на первый взгляд идея разбивается о тот простой факт, что большинство самозанятых не собираются масштабировать свой приработок. А у большинства из тех, кто соберется — это просто не получится. По данным ФНС на весну 2020 года, самая массовая категория самозанятых — рантье. Вторая по численности — строители, занятые ремонтом помещений, после них идут таксисты, репетиторы и маркетологи. Масштабировать бизнес до размера малого предприятия в этих сферах очень трудно, а в текущей экономической ситуации просто не имеет смысла.

Зато самозянятых добавят к целевому показателю — количеству субъектов МСП. Обновленная цель нацпроекта — к 2024 году добиться занятости в секторе 23 млн человек (а к 2030 году — 25 млн). Прибавление к малым предприятиям самозанятых сильно облегчит достижение этих показателей.

Государственная поддержка никуда не денется

Господдержка бизнеса не пострадает от включения самозанятых в нацпроект, уверен директор Агентства развития Бизнеса Калужской области Стефан Перевалов:

— Здесь обязательно возникнет саморегулирование. Например, для получения микрозайма в фонде поддержки предпринимательства, самозанятому нужно будет пройти такую же проверку, как всем остальным. И если это действительно хороший бизнес, то пусть он получит поддержку. То же самое касается механизмов поддержки, находящихся у АРБ КО — маркетинговые инструменты, участие в выставках и т.д. Самозанятый не поедет на выставку промышленности, но ему может пригодиться продвижение и таргетинг — с которым мы готовы помогать. Мер государственной поддержки много, для каждого предприятия что-нибудь найдется.

Вместе с тем в АРБ КО считают, что система KPI требует пересмотра.

— К существующей в нацпроекте системе KPI мы в агентстве добавили собственную. Она включает охват предпринимательского сообщества, перечень компаний, получивших наши финансовые услуги, перечень тех, кто смог воспользоваться внешними — федеральными мерами поддержки. Кроме того, мы выводим показатель — количество предпринимателей, прошедших обучение и количество проведенных мероприятий. Эту систему мы представляли в федеральном министерстве и были услышаны — многое из того, что мы используем, может быть включено в обновленный паспорт нацпроекта.

Итого

С одной стороны, пересмотр национальных проектов, с учетом текущей экономической ситуации, выглядит продуманным и логичным шагом. С другой, коронавирус лишь усилил кризисные явления в экономике, нараставшие и до весны 2020 года. А значит, и задача преодоления этих кризисных явлений никуда не делась. Но из действия экономического блока правительства видно, что основной целью они ставят пополнение бюджета, а качественные перемены в экономике страны снова отходят на второй план под влиянием обстоятельств. Так было и с первыми нацпроектами Медведева, споткнувшимися от 2008-год и с Модернизацией, и с импортозамещением…

Государство дает бизнесу ясный сигнал — задача хоть как-нибудь выжить. И, в отличие от прошлых кризисов, предлагает хоть какую-то реальную помощь.

Читать также