Фильм вышел на экраны в 1978 году, сразу стал лидером проката и с тех пор не сходит с телевизионных экранов. И хотя рабочим моментам в фильме уделено очень мало внимания, мы попробуем разобраться, как работалось статистикам в конце 70-х.
Новосельцев работает старшим экономистом в абстрактном «статистическом учреждении». Однако тот факт, что по сюжету он претендует на должность начальника отдела «лёгонькой» промышленности, а его начальницу Калугину то и дело вызывают к министру, намекает нам, что речь идет о Центральном статистическом управлении (ЦСУ) при Совете Министров СССР.
Итак, что на столе у товарища Новосельцева?
Soemtron 220. Единственное вычислительное устройство на столе у Новосельцева, электронный калькулятор «Зоемтрон-220». Он производился в ГДР на заводе фабричных и офисных машин имени Тельмана. В СССР эта ЭВМ закупалась для нужд ЦСУ, причем специалисты Управления даже писали руководства по эксплуатации машины, для нужд обработки экономической информации. Выпускалась с 1969 года и на момент выхода фильма данная ЭВМ была уже, мягко говоря, проверена временем и сильно устарела.
На столах у прочих работников учреждения можно заметить калькулятор Elka 50M, он же Ёлка. На момент выхода фильма производился только в Болгарии. Функционально ничем не отличается от Зоемтрон-220 – тот же набор операций, только весит меньше и выглядит не так брутально.
Интересно, что для сложения и вычитания в Ёлке использовалась префиксно-постфиксная логика, или как ее еще называют «польская нотация». Чтобы сложить 2 и 2, нужно было набрать 22+, а не 2+2 как мы привыкли. Для умножения и деления запись была последовательной.
Зеленые чернила для авторучек. Интересная, неоднозначная деталь. С одной стороны, есть старый анекдот о том, как потомок эмигрантов решил вернуться в СССР и предупредил друзей, что, на случай цензуры, правду будет писать обычными чернилами, а то, чему верить не надо — зелеными. Ну и дальше: «Все просто замечательно, жаль, что зеленых чернил нигде не купить».
Хороший штрих к портрету статистика.
С другой стороны, анекдот этот скорее перестроечный, а в фильме конца 70-х это может быть отсылка к «методу зеленых чернил» академика Шалвы Амонашвили. Когда учитель, проверяя работу ученика, подчеркивает зеленым успехи, как бы говоря: «Вот тут молодец! Так держать!»
Хороший штрих к портрету отца-одиночки.
Никаких устройств ввода\вывода текстовой или числовой информации в фильме на столах сотрудников не замечено, хотя тот же «Зоемтрон-220» имел модификацию со встроенным «принтером», печатавшим со скоростью 4 цифры в секунду.
Может сложиться впечатление, что труд статистиков в СССР 70-х состоял из ручной калькуляции и записи на данных на бумагу от руки. Конечно же, автоматизация расчетов была на совершенно другом уровне. Но в фильме единственным свидетельством этого является монитор на столе Калугиной.
Это «Видеотон-340» — монитор, производившийся в Венгрии. Перед нами именно монитор, а не ЭВМ. Он использовался для работы с Большой электронно-счетной машиной (БЭСМ-6), которая стояла в специальном вычислительном зале. Выглядевшем примерно так:
Основные расчеты ЦСУ проводились именно на такой технике.