Пионеры финтеха и обработки данных

Вторая часть поучительной истории IT-гиганта о котором вы даже не слышали
Пионеры финтеха и обработки данных

— В то время мы конкурировали с IBM. и многие крупные компании просто не воспринимали нас всерьез, считая, что мы обязательно загнемся. IBM были нашим крупнейшим поставщиком вычислительных мощностей. И одновременно, их подразделение Service Bureau Corporation было нашим крупнейшим конкурентом в части обработки бизнес-информации. Помню, я пришел к мистеру Вину Ларсону, первому не-Уотсону возглавившему IBM — он был довольно крутым парнем, но и я считал себя крутым. Я пошел и сказал ему, что мы очень недовольны отношением к нам, ведь мы уже тогда были одними из крупнейших негосударственных, невоенных подрядчиков IBM, конечно, в восточном регионе. Он усмехнулся и сказал: «О мой Бог!  Вот мой годовой отчет – посмотри на мои цифры, а теперь посмотри на свои». Я ответил: «Кто ты такой, чтобы решать, что мы недостаточно хороши?»

Фрэнк Лаутенберг

Это вторая часть. О том, как началась эта история, читайте здесь.

Большинство пользователей современных компьютеров ни разу в жизни не задумывались о том, какой вычислительной мощностью они обладают. Нам иногда «не хватает оперативки» для открытия большого фотофайла, профессиональные обзорщики техники подмечают, что экран одного смартфона реагирует быстрее, чем у другого – ну и все. Простейший автомобильный навигатор работает на частоте 500 МГц, что в 244 раза быстрее, чем частота работы компьютера системы наведения космического корабля Аполлон, стартовавшего на Луну в 1966 году.

Вычислительные проблемы остались только в авангардных областях науки, мы же, нося в кармане ЭВМ, способную управлять флотилией космических спутников, используем ее для обмена фотографиями котиков или даже чего похуже. Но на старте компьютерной эры за каждый герц шла нешуточная борьба.

Старая проблема на новом технологическом уровне

В 1965 году компания IBM выпустила линейку компьютеров класса мейнфреймов, под названием System/360. Скорость вычислений самой младшей модели тогда оценивалась как 10.2 KIpS. (т.е. за секунду обрабатывалось 10 команд) по шкале Гибсона для научных вычислений. Пару лет спустя, для измерения производительности компьютеров появится еще одна шкала.

Шкала коммерческих вычислений – скорость выполнения операций, которые чаще всего используются при бухгалтерских и финансовых расчетах. Ее применяют до сих пор. Она называется ADP Mix. Это особенно впечатляет, поскольку на момент выхода System/360, в команде Automatic Data Processing не было вообще ни одного программиста.

Пионеры финтеха и обработки данных

Стоимость разработки линейки IBM System/360 составила 5 млрд долларов, для сравнения, стоимость ракеты Апполон-11, доставившей астронавтов на Луну, была «всего» 355 миллионов долларов

К началу 70-х Генри Тауб и Фрэнк Лаутенберг из компании ADP оказались в затруднительной, но привычной ситуации. Они знали, как нужно правильно считать бизнес-информацию: зарплату, налоги, рабочие часы, запасы на складах и т.д. Но не имели достаточно вычислительных мощностей, чтобы быстро расшириться на этом рынке.

В то же время, крупные производители «железа», вроде IBM, имели вычислительные мощности, но обращаться с бизнес-информацией не умели. Не умели делать это так, как ADP.

Разница была в том, что ADP с момента основания была сервисной компанией, основанной бухгалтером и маркетологом – они знали, зачем их клиентам нужен аутсорс бухгалтерских услуг, и были сосредоточены на этом и только на этом. В компаниях, типа IBM, были собственные подразделения для обработки коммерческих операций на аутсорсе, но IBM делали компьютеры, а не сервис, для них бизнес-вычисления были лишь побочкой. Типа – да, наши компьютеры можно использовать и для такой фигни – пользуйтесь.

И в ADP знали, для чего именно нужны такие мощности.

Время GO-GO

Одна из причин устойчивости компании ADP на фондовом рынке заключается в том, что ни один клиент не приносит ей больше 2% дохода. (Это не всегда были именно 2%, но какая-то сопоставимая цифра). Подобная независимость достигалась, в числе прочего, постоянным расширением сфер деятельности. Причем зачастую, они сами эти сферы создавали.

Так в середине 60-х годов Генри Тауб оставляет офис в Нью Джерси и переезжает в Нью Йорк, поближе к фондовой бирже, где буквально за три года создает новое направление – брокерский бэк-офис. Теперь ADP, через свое подразделение Broadridge Financial Solutions, забирала на аутсорс не только расчет заработной платы, но и обеспечивала внутренний учет и контроль операций с ценными бумагами.

— Генри почти в одиночку, за пару лет создал в второе по объему доходов направление работы в компании. – Вспоминает Фрэнк, – к работе Нью-Йоркского бэк-офиса мы привлекли пару парней, работавших в брокерской сфере. Таким образом, мы во многом отделили экспертные знания по обслуживанию клиентов от экспертных знаний по обработке данных. Не обязательно, чтобы один человек обладал всеми этими знаниями. Вообще, я думаю, что мы заслуживаем больше похвалы за то, что создали сервисный бизнес, чем за то, что занимаемся компьютерным бизнесом.

Пионеры финтеха и обработки данных

 

Это был выстрел в яблочко. Первая половина 60-х на фондовом рынке Америки было «временем Go-Go». Это как бум доткомов, только без доткомов. Небольшие технологические компании быстро набирали инвесторов и оказывались на фондовом рынке – чтобы не создавать собственную «службу записи» (спецотдел бухгалтерии по работе с собственными акциями компании), они отдавали эту работу на аутсорс. А ADP как раз предлагали достаточно технологичное и недорогое решение.

А потом наступил конец 60-х, а за ним и 70-е. В США это время серьезного экономического кризиса, связанного с ценами на энергоносители и войной во Вьетнаме. В таких ситуациях ответственные компании всегда стараются минимизировать риски, или переложить их на других. В этот момент в ADP стали приходить крупные клиенты, рассматривавшие аутсорс как инструмент развития компании. Переходя в бэк-офис, предлагаемый ADP, они не только сокращали издержки, связанные с вычислительным оборудованием и персоналом, но и получали больший объем аналитики.

В те годы одним из клиентов ADP была консалтинговая компания «Таунсенд — Гринспен», которая заказывала расчеты для своих исследований американской экономики. Благодаря популярности этих исследований, Алан Гринспен стал Председателем Совета экономических консультантов при Президенте США и 5 сроков проработал на посту председателя ФРС США

Когда в середине 70-х в США было принято законодательство, позволяющее зарегистрировать право собственности на акции в электронном виде без создания какого-либо бумажного сертификата, оказалось, что Broadridge Financial Solutions готово к этому лучше всех. Всего за несколько лет они стали третьей по величине «службой записей» Нью-Йоркской фондовой биржи, уступая только собственным службам крупных банков.

ADP принадлежит своеобразный рекорд: акции компании в течение 40 лет росли в цене на 10% в год

Но для работы со всеми этими данными ADP нужны были вычислительные мощности. Опять.

Посмотри на мои цифры, а теперь посмотри на свои

Просто так купить компьютер для нужд компании в конце 60-х годов было невозможно. Во первых, стоил он очень дорого, а во-вторых,.. правда, очень дорого, а в третьих это были мейнфреймы – набор огромных железных жужжащих шкафов, пожирающих электричество – под них нужно было отводить целые этажи.

Их либо брали в аренду у IBM, либо брали в аренду время работы на них. Первые системы таймшеринга -«разделения времени» — появились еще в конце 50-х и поначалу использовались в университетах. Но постепенно выползли и на коммерческий рынок.

Суть в том, что один пользователь не может занять 100% времени и мощности машины – есть всплески активности и паузы. Пользователь вводит данные – пауза, машина их обрабатывает – всплеск, пользователь пытается понять, что получилось – пауза.

В моменты пауз машину загружают работой другие пользователи и простой вычислительных мощностей сводится к минимуму.

Пожалуй, эту технологию можно осторожно сравнить с «облачными технологиями», только вместо памяти в пользование передаются вычислительные мощности. Нечто подобное сегодня можно наблюдать в индустрии онлайн-игр, когда пользователь не устанавливает игру на свой слабый компьютер, а играет на мощном компьютере по удаленке.

— В то время мы конкурировали с IBM, и многие крупные компании просто не воспринимали нас всерьез, считая, что мы обязательно загнемся. IBM были нашим крупнейшим поставщиком вычислительных мощностей. И одновременно, их подразделение Service Bureau Corporation были нашим крупнейшим конкурентом в части обработки бизнес-информации. Помню, я пришел к мистеру Вину Ларсону, первому не-Уотсону возглавившему IBM — он был довольно крутым парнем, но и я считал себя крутым. Я пошел и сказал ему, что мы очень недовольны отношением к нам, ведь мы уже тогда были одними из крупнейших негосударственных, невоенных подрядчиков IBM, конечно, в восточном регионе. Он усмехнулся и сказал: «О мой Бог!  Вот мой годовой отчет – посмотри на мои цифры, а теперь посмотри на свои». Я ответил: «Кто ты такой, чтобы решать, что мы недостаточно хороши?»

На следующий год после этого разговора IBM будут вынуждены продать свое подразделение под угрозой коллективного иска в создании искусственных преференций SBC. Тем не менее, господство IBM никуда не делось. Лаутенберг и Тауб искали возможность повысить вычислительные мощности, минимизировав взаимодействие с этим гигантом отрасли.

В 1974 году ADP покупает новаторскую таймшеринговую компанию по предоставлению онлайн-услуг Time Sharing Limited (TSL), а в 1974 году и Cyphernetics в 1975 году.

Cyphernetics разработала множество продуктов, которые значительно опередили свое время. В начале 1970-х у Cyphernetics была система электронной почты, а также обработка текстов (Cyphertext), электронные таблицы (Cyphertab), управление проектами, хранение и анализ данных временных рядов (TSAM).

Однако принципиально ситуация изменится только в начале 80-х.

Пионеры финтеха и обработки данных

Принято считать, что эра персональных компьютеров началась в 1981 году, когда на рынок поступит первый персональный компьютер IBM PC. Но на самом деле, это случилось годом позже, когда Правительство США отозвало антимонопольный иск, поданный к IBM еще в 1969 году.  13 лет разбирательств заставят IBM отделить хард от софта. Железо отдельно — программы отдельно.

А значит, на компьютеры, собранные из комплектующих IBM, можно ставить программы, написанные не IBM. И вообще, компьютеры можно собирать как хочешь. Вот тут началась та самая IT-индустрия, которую мы знаем сегодня.

Скажите этому парню заплатить

— Уже когда меня избрали сенатором от Нью-Джерси, мне позвонил человек, которого я знал лично — я знаю многих людей в Нью-Джерси. И сказал мне: «Фрэнк, что случилось с вашей компанией? Мне нужна твоя помощь. Моя дебиторская задолженность готова к погашению, но ваша машина перестала работать». Был конец месяца, я понимал, что дело важное и позвонил в офис ADP, там мне ответили: «Скажите этому парню заплатить нам и мы продолжим его обслуживание. Он просто не платит». Я перезвонил ему и сказал, «Тебе лучше заплатить», он спросил: «А можем мы это немного отложить?» Я ответил: «Оплати счет и тебе восстановят обслуживание». Это было что-то новенькое, но это был хороший способ переместить деньги на наш счет. Эта штука действительно взлетела.

Появление мониторов и клавиатур, упрощавших ввод данных, и избавление мейнфреймов от перфорированных и магнитных лент потребность индустрии в операторах ввода сильно снизилась, а появление персональных компьютеров позволило сделать этими операторами пользователей.

В 1982-м году, когда Фрэнк Лаутенберг, став сенатором, оставил пост президента компании, его место занял Джош Уэстон, который предложил концепцию: «отдаешь больше данных – получаешь больше аналитики». До этого момента ввод всей информации в ЭВМ осуществлялся на стороне ADP, клиенты, в общем случае, вели только бумажную документацию. Уэстон предложил, чтобы они вели документацию в электронном виде, и ADP забирало уже введенные данные.

Именно сенатор Фрэнк Лаутенберг написал и «протащил» закон, запрещающий курение в самолетах.

Но как заставить клиента купить себе компьютер и подключить его к системе ADP? А никак. Джош Уэстон стал раздавать компьютеры бесплатно. Условно бесплатно. Так же как сейчас вы получаете модем, подключаясь к провайдеру.

Нельзя сказать, что ADP изобрели эту систему, но в сфере IT они точно были пионерами.

Генри Тауб всю жизнь занимался обработкой данных. Сначала вручную, потом с помощью механических машин на перфокартах и, наконец, с помощью первых ЭВМ, уже магнитных лентах. Он не был программистом, но знал, что нужно делать с бухгалтерскими данными и какие задачи ставить перед техническими специалистами. ADP перенесли в программный код алгоритмы, по которым люди в компании работали с механическими вычислительными машинами, и первыми создали действительно удобные программы учета рабочего времени и товаров на складах, планировщики процессов и сотни других инструментов управления персоналом и бизнесом.

Вскоре выяснилось, что ни одна компания в мире не имеет таких ретроспективных статистических данных о системе труда и заработной плате в США, какие накопила ADP.

К началу 2000-х годов каждый шестой американец получал зарплату через Automatic Data Processing — это около 23 миллионов человек. Только в США, примерно столько же по всему миру. Осмыслить эту цифру трудно, но у ADP больше 500 000 клиентов по всему миру – от мелких фирм, до транснациональных корпораций.

Тауб и Лаутенберг построили эту компанию без богатых родственников, кредитов и политических связей. Они просто хорошо знали свое дело и нанимали профессионалов для того, в чем сами не разбираются.

Пионеры финтеха и обработки данных

Основатели Automatic Data Processing: Джозеф Тауб, Генри Тауб и Фрэнк Лаутенберг.

Читать также