— Однажды я проводила тимбилдинг для 12 генеральных директоров. Один из них был самым главным и ему нужно было со стороны увидеть своих коллег. Проблема была как раз в том, что все они руководители – привыкли делегировать и не привыкли брать на себя ответственность. Ничего сложного мы не делали – самые простые задания сразу показали: кто и как руководит, кто здесь лидер, а кто антилидер. Многие думают, что тимбилдинги нужны для того, чтобы сплотить коллектив, на самом деле, они для того, чтобы понять, почему коллектив разобщен.
Тамара Гришаева, руководитель проекта «Игра по правилам»
Половина кричит: «Ура!» Половина – хочет свалить
Пандемия подарила нам много противоречивых данных об экономике офисов, производительности труда на удаленке и эмоциональном выгорании. По одним данным, при работе из дома производительность выросла, по другим — упала. Половина россиян чувствует себя прекрасно, половина — полностью измучена. Вот свежее исследование Доктор рядом и HeadHunter: 48% стали эмоционально бесчувственными, работают на автомате и ощущают опустошение при выполнении задач. 45% опрошенных испытывают отчуждение по отношению к коллегам.
Представьте коллектив, где половина кричит «Ура» и рвется в бой, или, хотя бы, просто на позитиве, а вторая тихо отдаляется, вплоть до желания свалить. Тамара Гришаева, руководитель проекта «Игра по правилам» не раз видела такие коллективы в деле.
— Тимбилдинг — это ведь не только инструмент сплочения, руководителю он нужен еще и для того, чтобы понять, как работает его коллектив, когда он не смотрит. Был тимбилдинг в салоне красоты: пара простых заданий и все сложные отношения внутри женского коллектива как на ладони. Другой пример — тимбилдинг в больнице: у нас было мало времени, врачей то и дело отвлекали, но всех, кто уходил, обязательно подменяли. Показательно. Мы проводили маршмелоу-челендж, там среди реквизита есть метр белого скотча. Я подхожу к столу одной команды и вижу, что там ни@#%на не метр. Оказалось, они медицинский пластырь притащили. Они схитрили, но это тоже показатель – им поставили задачу, и они ее выполнят, обойдут любую систему – хорошо это или плохо, решать начальству. Вот в таких данных и заключается главная ценность тимбилдинга, когда все это видят, делают выводы, учатся.
Тамара — очень прямой и, в то же время, открытый человек. Вот раздается звонок, она берет трубку, на том конце человек говорит, что-то вроде: «Здравствуйте, нам нужно провести мероприятие», в ответ Тамара спрашивает: «Какое мероприятие? Когда? На сколько человек?» — все очень быстро и по делу. Но этот конкретный настрой не отталкивает, а как-то даже успокаивает.
— Когда тимбилдинги проходят успешно, мы всегда говорим людям: принесите этот настрой на работу. Ведь в большинстве случаев в ходе наших игр люди ведут себя так же, как на рабочем месте. Поняв что-то на тимбилдинге, людям потом реально проще вместе работать, потому что они вспоминают эти моменты. Была ситуация: во время командных игр в команде моего коллеги обнаружился антилидер – во многих коллективах есть такой человек – к нему все прислушиваются, но он саботирует общие усилия: «Да зачем нам это нужно? Давайте лучше сделаем как обычно» и т.д. И коллега меня спросил: «Что с ним делать?» «Выгоняй!» Ему сказали, что у нас игры добровольные и он может посидеть в сторонке. И как только он ушел, у команды начало получаться – с последнего места она поднялась на первое. Не знаю, какие выводы сделал руководитель той компании, но роль человека проявилась наглядно.
Шашлык победил
Точных данных нет, но, по ощущениям, большинство россиян воспринимает тимбилдинг как малоприятную возню перед «неофициальной частью» корпоратива. Хотя, вообще-то, это два разных мероприятия, которые в западных компаниях обычно не совмещают. У нас же получается, что каждый думает, будто бы это нужно другому, и в итоге процесс не приносит пользы никому.
Похоже, что это вообще своеобразный маркер, по которому можно понять, на каком уровне находится корпоративная культура в компании.
Шашлыки вместо тимбилдинга – среднероссийский уровень. Шашлыки сразу после тимбилдинга – начальство, кажется, книжки по бизнесу почитывает. Тимбилдинг — отдельно, шашлыки — отдельно – похоже в руководство пробрался иностранец.
— Дело в простом наличии корпоративной культуры – она либо есть, и тогда компании относятся к тимбилдингу серьезно, либо нет — и тогда для них это просто дань моде. – говорит Тамара. — В российских компаниях можно годами работать на одном месте, не получая повышения, прибавки, или какой-нибудь нематериальной мотивации. В иностранных компаниях успешных сотрудников продвигают, выращивают в коллективе, там тимбилдинг — это инструмент, а не забава. На самом деле, у нас тоже все не совсем плохо, я думаю, что то поколение, которое начинает свой бизнес сейчас, уже понимает, зачем нужны эти корпоративные ценности.
В рекламном агентстве «Идея» Тамара прошла путь от промоутера до руководителя, от раздачи листовок до организаций мероприятий на крупных московских площадках.
— Мы не стали делать тимбилдинг из говна и палок, как это многие сейчас практикуют. Мы подошли к этому серьезно. Когда стало понятно, что существует спрос на именно на тимбилдинги, а не просто ивенты, когда кадровики массово переименовались в HR, мы поняли, что можно создавать отдельное направление — так у рекламного агентства «Идея» появился дочерний проект «Игра по правилам». Мы стали анализировать, чего именно ждут клиенты, долго подбирали аттракционы, придумывали сценарии, готовили продукт. Я сама начала учиться, читать профильную литературу, ездить на семинары, общаться со специалистами из других агентств. И понятно, что все эти знания я проверяла на практике – они превратились в опыт. Кого у нас только не было: бары, банки, заводы, больницы. Мы работали с топами, HR-ми, рабочими, клинингом, школьниками.
Соскучились, но отвыкли
В нынешней весенней Калуге о прошлогодних антиковидных ужасах уже как-то и не вспоминается. Маски можно встретить только в магазинах, в основном на подбородках, и то не у всех. Город готовится к двум подряд юбилеям, и кажется, что запрета на массовые мероприятия уже вроде как нет. Но в прошлом году казалось, что ивент-бизнес если не закончится совсем, то сильно пострадает.
— Рынок убивает не пандемия, а демпинг и отсутствие профессионализма. Мало того, что каждый тамада думает, что может проводить тимбилдинги, так в условиях отсутствия работы во время пандемии, они начали понижать рынок, обесценивая эту сферу. Понятно же, что пандемия пройдет, вы опять выйдете на рынок, но клиенты привыкнут к тому, что то, что стоило 60 тысяч, вы продавали за 15. Да, пандемия очень многое в нашей жизни перевела в онлайн. Есть It-шники из Питера, которые создают виртуальные миры и тимбилдинги проходят как в компьютерных играх. Это, конечно, по-своему прикольно и стоит миллионы миллионов. Но я считаю, что нам всем нужно возвращаться в offline и начинать получать тактильные ощущения. Люди — существа социальные, все этими онлайнами уже наелись – все друг по другу соскучились, но и отвыкли тоже. Некоторые тимы надо снова билдить.