Закон о просветительской деятельности, принятый депутатами в середине весны – хороший повод вернуться к разговору о качестве законотворческой деятельности и просвещения в нашей стране.
Депутаты и сенаторы приняли закон, президент его подписал, но Минпросвещения, неожиданно, выкатило на обсуждение постановление с новыми поправками в уже принятый закон. Оказалось, что законотворцев не так поняли. Поправки Минпросвещения, вроде бы, исключают из закона самые нелепые его положения, но все равно, серьезно ограничивают просветительскую деятельностью.
Запретят ли лекции в интернете?
Нет. Просветительским проектам на Youtube и других сервисах ничего не грозит. По крайней мере, от этого конкретного закона. Как оказалось, авторы законопроекта не смоги внятно сформулировать основной замысел своего начинания.
Хотели написать: | Вот, что написали: |
---|---|
В образовательных и научных организациях, а также в учреждениях культуры, просветительская деятельность ведется на основании договора. И заключать этот договор с иностранным агентом нельзя. | Все, кто хоть что-нибудь рассказывает окружающим должны иметь педагогический стаж и заключать договоры с образовательными учреждениями. И не быть иностранными агентами! А иначе, мы не знаем, что будет… |
Авторы закона, как бы, написали «казнить нельзя помиловать», не поставив знака препинания.
Общество, вполне закономерно, восприняло все как очередную попытку все запретить, а депутаты просто хотели подкинуть директорам бюджетных учреждений бумажной волокиты и выслужиться авторством патриотического закона.
И хотя сейчас, после многочисленных протестов и запоздалого вмешательства Министерства Просвещения, ситуацию, кажется, прояснили, вопрос о качестве и смысле законотворческого процесса в России снова оказался в общественной повестке. Ведь, по факту, получается, что одни депутаты неверно изложили свою мысль на бумаге, а другие – не вникая, дали этому изложению силу закона.
Важно понимать, что закон не отменили – Мипросвещения предложило обсудить поправки к принятому документу, конкретизировать, что речь идет только о школах и вузах, а ютубчик никто трогать не станет.
Теперь все исправят?
Даже в скорректированном варианте закон, в общем, не имеет смысла.
После пояснений минпросвещения получается, что для того чтобы выступить с бесплатной лекцией, например, в школе, теперь нужно заключать с ней договор и:
1.Быть совершеннолетним.
2 Два года «Принимать участие в реализации общественно значимых инициатив или на протяжении не менее двух лет вести работу, соответствующую направлениям просветительской деятельности».
3 Не иметь ограничений к занятию педагогической деятельностью, например, судимостей.
- Юрлица не должны быть иностранными агентами и иметь задолженности по налогам.
— Когда закон вступит в силу, это не помешает нам чувствовать себя уверенно. – Объясняет Наталья Новосельцева, социально-просветительский проект «Тайны старой Калуги». — Во-первых, мы оба (вместе с краеведом и писателем Алексеем Урусовым – прим.ред.) имеем профильное педагогическое образование. Во-вторых, за плечами у нас 4-х летний опыт работы со школьниками, студентами и калужанами, в том числе с людьми с ограниченными возможностями. Кроме этого, наши программы уже прошли проверку при получении гранта Президента РФ на развитие гражданского общества. При его реализации мы получили опыт работы с организациями в рамках действующих договоров.
Между тем, другие просветители видят сложности даже в облегченной редакции:
— По всей видимости, авторы проекта Положения не вполне понимают многообразие ситуаций, связанных с проведением просветительских (в том числе и научно-популярных) мероприятий, а также не учитывают их, как правило, разовый характер с точки зрения большинства исполнителей. Кроме того, авторы недооценивают тот факт, что в большинстве случаев речь идет о безвозмездном участии, – пишет астроном, популяризатор науки и автор петиции за отмену закона о просвещении Сергей Попов.
Те, кто думают своей головой и так поймут, кто есть, кто
Среди тех, кто подпадает под действие закона, есть и те, кто, понимая его ненужность, все-таки признает необходимость регулирования отрасли. Калужанка Яна Миронова, недавно победившая во Всероссийском конкурсе тренерского мастерства, считает, что при определенных условиях от регулирования рынка бизнес-коучинга будет польза.
— Количество «инфорцыган» явно зашкаливает и потребителям информационно-консультационных услуг уже сложно отличить, что такое хорошо, а что такое плохо. С другой же стороны, вспоминается врачебный принцип «Не навреди». Люди с разной степенью ответственности, выполняющие свою работу есть в любой сфере. Одна уборщица тщательно моет полы, другая 2 раза махнет тряпкой. Один бизнес-тренер постоянно учится, читает кучу книг, детально продумывает тренинговые программы, проходят супервизию, а другой, прочитав 1 книгу ведет онлайн-курсы. Государству сложно создать такое сито, через которое можно отсеять непрофессионалов, ищущих только наживы, отставив на рынке исключительно экспертов. Для этого есть и другие инструменты – конкуренция, маркетинг, мозги у людей. Я призываю людей думать головой, если человек достаточно эрудирован и сведущ, то я не сомневаюсь, что он сможет разглядеть волка в овечьей шкуре.
Так значит, не всех зарегулируют?
Всех. Но не сразу.)) Основной пафос закона в борьбе с пропагандой и подрывной деятельностью, проводимой наиболее вероятным противником. И по происхождению, и по контексту закон имеет антииностранную направленность. Мол, враг не дремлет, а с помощью всяких цифровых штук проводит вредную агитацию среди россиян – надо ему это запретить.
Но в то же время, законопроект этот – исключительно репрессивный, не содержит никаких «пряников», только угрозу необозначенным «кнутом», а значит нет совершенно никаких гарантий, что в случае необходимости он может быть развернут и против «внутренних врагов». Или будет дополнен какими-нибудь новыми актами о том, что все публичные лекции надо все-таки согласовывать.
Таков уж нынче текущий политический момент. Для общественных деятелей, просветителей и бизнеса, связанного с распространением информации, это сигнал о том, что государство обратило внимание на пространство общественного диалога и его содержание. Значит то же самое следует сделать и всем нам.))
Те же, кто гонится за знаниями и опасается запрета лекций и образовательных видео, стоит восстанавливать навык чтения – запретить книги будет сложно и Роскомнадзор их не замедлит.