Подпись с зашифровкой. ФНС начнет раздачу собственных ЭЦП

ФНС вот-вот начнет бесплатно раздавать электронные подписи. Получать их придется всем предпринимателям. И получать нужно будет лично. Занимать очередь пока рано, но приготовиться стоит.

Если коротко, суть в том, что в России слишком много удостоверяющих центров, которые выдают квалифицированные электронные подписи. В результате чего сложилась ситуация, когда подпись невозможно сломать или подделать, но относительно просто получить не на свое имя. А это открывает простор для мошенничеств. И, поскольку мошеннические схемы в данном случае затрагивают ФНС, налоговая решила взять выдачу ЭЦП под полный контроль.

Раздачей бесплатных электронных подписей ФНС решает следующие задачи:

  • борется с мошенниками;
  • вводит новую систему контроля;
  • углубляет проникновение электронного документооборота;
  • упрощает работу в рамках «тотального статнаблюдения»;
  • делает жизнь честных предпринимателей немного проще. Но немного;
  • добавляет кирпичик в фундамент «цифрового рабства», или «киберкоммунизма», кому как приятнее.

В связи с «негативными явлениями в экономике», государство наше, как многие заметили, стало уделять особое внимание статистическим показателям. Пока под дополнительную статотчетность, для сдачи которой нужны электронные подписи, попали только средние и малые предприятия, но с 2022 года сдавать ее будут обязаны и микро, и даже ИП. Например, ИП, занятым в розничной торговле, которые отчитываются перед статистикой регулярно, независимо от масштаба деятельности.

Логично, что случае, когда ЭЦП нужна вообще всем коммерческим предприятиям, ФНС делает ее бесплатной. Иначе это был бы откровенный побор. Но сама процедура пока до конца не ясна, будет меняться с опорой на практику и, вне всяких сомнений, на первом этапе превратится в «геморрой».

А что мошенники делают с ЭЦП?

Для самой распространенной схемы нужна либо ЭЦП владельца компании, либо ЭЦП на подставное лицо (видели объявления «помощь алко- и наркозависимым»? Вот там берут паспорта). На подставное лицо через невнимательный удостоверяющий центр делают электронную подпись, подают в ФНС заявление о смене генерального директора компании в электронном виде, а после регистрации изменений в ЕГРЮЛ — получают доступ к банку и выводят денежные средства.

Эту тему ФНС просекла давно и на подобные заявления в электронном виде не реагировала. Тогда мошенники переключились на схему с получением поддельной подписи реального гендира.

Теперь и эту схему, и некоторые другие надеются надежно исключить.

А удостоверяющие центры вообще закроют?

Не все. Их ждет новая аккредитация и имущественный ценз. По сути, на рынке останутся только УЦ с капиталом не менее 500 млн рублей, т.е. УЦ при крупных банках или корпорациях. Но как форма отдельного бизнеса УЦ, пожалуй, существовать перестанут.

Где брать новые ЭЦП?

Новые Электронные цифровые подписи, в лучших традициях российской цифровизации, будут выдаваться лично в руки директорам и индивидуальным предпринимателям в территориальных органах ФНС. Никаких доверенностей. Заодно познакомиться можно будет.

Большей конкретики пока нет. Впрочем, сейчас, похоже, что заявление на само получение можно будет подать через оператора документооборота.

Для получения услуги необходимо личное присутствие руководителя компании и следующие документы:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2.  СНИЛС;
  3.  специализированный USB-носитель для записи ключей электронной подписи;
  4.  документация на ключевой носитель информации (сертификат соответствия). В случае применения носителя без встроенного средства криптографической информации (например: Rutoken-S, Rutoken-Lite, JaCarta, E-Smart), необходим сертификат соответствия ФСТЭК России. В случае применения носителя со встроенным СКЗИ (например: РуТокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ, E-Smart ГОСТ) — формуляр на СКЗИ и сертификат соответствия ФСБ России.

Но, ФНС осчастливит не всех. Организации и ИП финсектора будут получать ЭЦП в удостоверяющем центре ЦБ, а все, кто связан с госорганами – в УЦ казначейства. Физлица, в том числе действующие от имени юрлица по доверенности, смогут получать квалифицированную ЭП в коммерческих аккредитованных УЦ после их аккредитации в соответствии с новыми требованиями.

ФНС выдаст подписи и успокоится?

Нет. Как уже было сказано, это шаг для углубления использования электронного документооборота. Глава ФНС говорил о том, что стратегическая цель ФНС: автоматически забирать свое в момент заключения сделки. Т.е. две компании провели сделку, обменялись счетами, а налоговая – бац! – и списала налоги. Никаких отчетов. Случится это не скоро, но движение идет именно в этом направлении.

Страшная тайна

На самом деле, «электронную подпись» никому не выдают и не собираются – это просто фигура речи. Технически, в УЦ получают сертификат электронной подписи. А потом с помощью закрытого и открытого ключей владелец сертификата формирует электронную подпись для каждого файла — «ставит подпись» на документ. Сертификат подтверждает, что ключи принадлежат конкретно этому владельцу, и именно он подписал документ.

Сейчас разновидностей цифровых подписей существует множество: подписи для взаимодействия с отдельной службой или ведомством (например, ФНС или Росреестр выдают свои ЭЦП пользователям, для совершения действий внутри каждого ведомства), подписи для подтверждения намерения (которые, тем не менее, требуют личного присутствия для завершения сделок), подписи, признаваемые всеми контрагентами по сделкам. У каждой из ЭЦП свой срок действия, свои юридические ограничения и своя стоимость. Для каждой необходимо обеспечить и соблюдать свои условия хранения и применения. Плюс, для применения каждого вида ЭЦП требуется свое программное обеспечение.

Меню