Пик обесценивания. Экономисты ждут еще большего роста инфляции осенью

Пик обесценивания. Экономисты ждут еще большего роста инфляции осенью

В России инфляция растет уже 15 месяцев подряд и в июне инфляция составила 6,5%, это рекорд. Но пока еще не пик – уверены в ЦБ – пик случится осенью. Опрос, проведенный Регулятором, дал медианный прогноз итоговой инфляции по 2021 году в 5,6%, однако, из прогнозов самого ЦБ следует, что они сумеют удержать целевой показатель в 4% в год.

Россия в лидерах

Рост инфляции наблюдается и в других экономиках, но в России он особенно велик и чувствителен для населения. Граждане оценивают наблюдаемую ими инфляцию в 15% и более.

В среднем в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, объединяет 38 развитых стран) инфляция в мае 2021-го выросла до 3,8%, это рекорд с сентября 2008 года. Еще в декабре 2020-го было 1,2%, а в мае 2020-го — 0,7%.

В Европе цифры выглядят не так страшно, но суть остается той же: впервые с 2018 года в еврозоне по итогам мая инфляция превысила 2%, в Британии — 2,5%.

Больше всего российская ситуация похожа на то, что происходит в США. В июне инфляция там скакнула до 5,4% год к прошлому году, это максимум с кризисного августа 2008 года, когда ФРС печатала деньги триллионами.

Что будет дальше?

Есть два сценария. Первый, «позитивный» – в него верят государственные экономисты по всему миру – глава ФРС в США, глава ЦБ в России. Второй сценарий, «негативный» – в него верят все те экономисты, которых обычно никто не спрашивает.

Позитивный сценарий гласит, что большая инфляция – это следствие восстановления экономики после коронакризиса. Все так резко заработало, что теперь рынок корректирует стоимость товаров и услуг в новых постковидных условиях. ФРС США настаивает на том, что рост инфляции (в США) будет продолжаться снижающимися темпами до 2023 года. От краха экономику спасут рост потребления домохозяйств. Американцы, мол, были экономны, во время локдауна во всем себя ограничивали и теперь, после снятия ограничения и успеха массовой вакцинации, начнут активно тратить.

Сторонники негативного сценария в рост потребления не верят и говорят о том, что сейчас в экономике наблюдаются ровно те же явления, что и перед кризисами в 1998-го или 2008-го годов. В прошлом году Центробанки по всему миру снижали ключевые ставки, накачивая экономику дешевыми деньгами – это привело к росту фондовых рынков, цен на недвижимость, закредитованности населения и, закономерно, инфляции. Центробанки оказались в ситуации, когда любой их шаг приведет к ухудшению ситуации. Если они начнут повышать ключевую ставку и замедлять печатный станок – это вызовет рецессию и новый спад в экономике. Если не сделают этого – инфляция станет двузначной, а пузыри на фондовых рынках полопаются.

По большому счету, разница между двумя сценариям в том, что в первом случае экономисты считают, что «все норм и каких-то резких движений делать не нужно – со временем все наладится само», а во втором, как бы, говорят: «А вы ничего и не сможете сделать. Момент упущен и новый кризис со старым механизмом вот-вот разразится».

Исходя из какого сценария действуют российские власти?

Конечно же из первого. Выпущенный ЦБ РФ бюллетень «Инфляционные ожидания и потребительские настроения» уж самим своим названием говорит, что на потребителей нынче вся надежда. В тексте так описывается действующий сейчас механизм роста инфляции:

«Инфляционное давление оказывают устойчивые факторы, связанные с продолжающимся повышением спроса, опережающим возможности расширения предложения. Это облегчает предприятиям перенос в цены возросших издержек. Находящиеся на повышенном уровне инфляционные ожидания создают риски вторичных эффектов. С учетом проводимой денежно-кредитной политики, годовая инфляция вернется к цели Банка России вблизи 4% во втором полугодии 2022 г. и будет находиться на этом уровне в дальнейшем».

Это примерно можно перевести как: цены растут потому, что люди активно бросились тратить деньги, а бизнес не успевает производить достаточно товаров. При этом ЦБ продолжит действовать так как планировал – сдерживать инфляцию путем постепенного повышения ключевой ставки.

Как именно такая политика повлияет на инфляцию сейчас сказать невозможно, но в том, что ее будет достаточно, есть некоторые сомнения – вдруг не только одна лишь потребительская активность закредитованных россиян оказывает давление на этот показатель. В обывательском же смысле повышение ставки означает одно – вклады будут становиться выгоднее, а кредиты – нет. Скорее всего грядущей осенью мы будем наблюдать процесс обратный тому, что мы могли наблюдать в это время в прошлом году, когда граждане забирали деньги со вкладов и пытались пристроить их в квартиры или машины. По вервии Центробанка, именно так и была запущена нынешняя волна рекордной инфляции.

Читать также