— Ее палатка была самой популярной, меня постоянно спрашивали, во сколько она открывается? – Вспоминает Екатерина Дукова, занимавшаяся организацией площадки «Станция 1371», в рамках «Новогодней столицы», проходившей в Калуге в 2020-м. – Люди на холоде выстаивали очереди, чтобы попробовать синнабоны, которые печет Диана.
Диана Саркисова признается, что плохо помнит Новогоднюю столицу – две недели праздника она с утра до вечера не отрывала глаз от теста. Каждый день, только синабонов нужно было испечь больше ста штук –
— Каждый второй спрашивал: «Где в городе можно попробовать вашу пахлаву? Где купить синнабоны?» Приходилось объяснять, что нужно заказывать через инстаграм и потом забирать заказ в Анненках. К концу второй недели я поняла, что проще открыть кафе, чем каждому объяснять. Люди хотят покупать мою выпечку в городе – надо как-то на это реагировать.
Бизнес на пахлаве – традиционном восточном десерте, по секретному семейному рецепту, Диана начала в 2019-м году, вместе с мамой. Во многом это было вынужденное решение. Семья Дианы – это ее мама и папа, и два сына, старший из которых нуждается в сложном и дорогостоящем лечении от эпилепсии. В такой ситуации люди либо смиряются с судьбой, либо начинают бороться. Диана с мамой стали делать то, что хорошо умеют – печь сладости и продавать.
— При открытии собственного дела (громко сказано), мною, конечно, двигало желание угостить весь мир нашей замечательной пахлавой, — пишет Диана на своей странице в Facebook — но в основном, я, конечно же, занялась этим, дабы улучшить качество жизни своих детей и попытаться собрать деньги на дополнительное обязательное обследование Арсюши (ЭПИЛЕПСИЯ с семи лет), чтобы понять, операбелен ли мой ребенок, есть ли у него шанс на полное выздоровление или… не хочу даже думать о том, что может быть после этого или.
Сначала продажи шли среди многочисленных знакомых – сказался опыт продажах рекламы для журнала «Жить хорошо», потом среди знакомых знакомых и так далее – «сарафанное радио» в чистом виде, без всяких вложений. Доставки тоже не было – покупателям самостоятельно приходилось забирать товар с кухни кондитеров. При этом Диана, зная свою аудиторию, сразу озаботилась красивой упаковкой для пахлавы и тортов, которая быстро замелькала в инстаграме у клиенток.
А после того, как организатор «Станции 1371» Екатерина Дукова пригласила Диану поучаствовать в Новогодней столице, стало понятно, что бизнес нужно переводить в офлайн. Так появилось кафе «Пахлава Джан» на Московской, 52.
— План был открыться по горячим следам – сразу после нового года. И я сразу лоханулась, – смущаясь признается Диана. — Сначала сняла помещение и только потом стала обращаться в банки за кредитом. К тому же, мы думали, что тут можно будет ограничиться косметическим ремонтом, но оказалось, что работы нужны серьезные. В итоге, без денег ремонт затянулся и продлился бы еще больше, если бы не помощь друзей. Когда люди узнавали, что я открываю кондитерскую – мне многие просто помогали безвозмездно. Например, дизайнер Яна Постникова бесплатно помогла мне с дизайном интерьера.
— А бизнес план у вас был?
— Был. Папа составлял.
— У папы есть опыт в ресторанном бизнесе?
— Папа – умный.
Соцсети Дианы и ее нового заведения переполнены восторженными отзывами довольных клиентов. Но если с ними поговорить, то оказывается, что дело не только во вкусе пахлавы, синнабонов и наполеонов. В случае с каждым покупателем, всегда есть какая-то личная причина – одни, покупая пахлаву, помогают ее сыну, другие так выражают свое восхищение ею как матерью, третьим нужен повод поговорить с ней и получить какой-то заряд позитива.
Кажется, Диане Саркисовой удалось то, о чем так сильно мечтают маркетологи – создать бренд, к которому хочется присоединиться. Но на вопрос «каким будет ее заведение, например, через три года» ответить не может.
— У меня нет цели заработать, я не корыстный человек. Я всегда любила радовать людей – приглашать гостей, угощать их. Это, видимо, какая-то кавказская черта. И здесь то же самое – хочется накормить людей тем, что сделала сама по своему рецепту, чем-то уникальным. На выпечке вообще очень трудно заработать. Выпекание дома мне больших доходов не принесло – это больше признание, нежели финансовое благополучие.
— Весь общепит сейчас ноет и грустит, а вы улыбаетесь. Где ваш страх провала?
— Ну какой провал, если вкусно? Не может быть провала, если вкусно!