Где цветы, там и бабушки

Воровство, превратившееся в рутину.
Где цветы, там и бабушки

Смирение перед мелким бытовым злодейством очерствляет нас не первый год. Мы легко смиряемся и даже оправдываем мелкие пакости, которые подкидывают нам окружающие. Потому что ничего не докажешь, никого не накажут, а только тебя же самого и обсмеют.

Вот и эта история может показаться мелкой – подумаешь, украли цветочек! – Но она совсем не о цветах, а о допущении подлости по отношению к другому, и низведении этой подлости до рутины. Подвох действительно караулит нас едва ли не на каждом шагу – на ценниках в магазинах, в «мелком шрифте» договоров, велеречивых выступлениях чиновников, но это ведь совсем не значит, что это норма жизни. И тем более, не извиняет воровства.

После просмотра нескольких записей с камер наблюдения замечаешь, что в ее движениях сочетаются осторожность и решительность. Смотришь и понимаешь – это очень хладнокровный, внутренне собранный человек, не позволяющий эмоциям вмешиваться в дело. И в то же время, легко представить, как она будет действовать, если застигнуть ее в момент ее торжества. Наверняка она попробует быстро уйти, пытаясь сделать вид, что ничего не случилось, а если поймать — начнет кричать и решительно с силой отмахиваться. Представить ее раскаянье и, тем более слезы, очень трудно — она чувствует, что в своем праве, что ваша человеческая мораль, грехи и условности ее не касаются. Она над нами, она суперхищник, ее никто не накажет.

Она давно не молода, вероятно, на пенсии и, скорее всего одинока, – будь у нее близкие, их, наверняка, насторожили бы ночные отлучки старушки. Чаще всего на ней сиреневая куртка, широкая медицинская маска, головной убор, скрывающий верхнюю часть лица – шляпка или бейсболка – и мягкие удобные кроссовки. На женщине ее возраста, такие большие, мягкие, очевидно, пружинящие кроссовки встретишь не часто.

Когда по злому умыслу – это неприятно

— Цветы воровали всегда, – уверенно и печально говорит Олег Митрофанов, один из самых известных в Калуге предпринимателей, занимающихся выращиванием и продажей цветов. – Вот сколько я цветочном бизнесе – столько и воруют. В 90-е я в «Галантусе» работал ночным сторожем – нам моей памяти и при моем участии было заведено не меньше 8 уголовных дел, за воровство цветов. Но то были серьезные воры, иногда целые группы, срезавшие цветы для продажи в Москве. Сейчас таких нет, но мелкие воришки, которые, мимо проходя, срывают цветы, или ночью утаскивают целый горшок, никуда не делись.

Олег считает, что такой вид воровства неискореним, и просто списывает украденный товар как пришедший в негодность. Так же поступают и многие другие предприниматели – либо перестают обращать внимание, либо прекращают попытки украшать вход в магазин цветами. Но руководитель сети магазинов «Дон Пион» Ангелина Мишина, в силу своего природного беспокойства и обостренного чувства справедливости, решила побороться. Тем более, что в ее случае появилась возможность схватиться не абстрактным, безликим и потому непобедимым врагом вроде нравственной неразвитости общества, а с вполне конкретным «цветочным маньяком».

Каждый год Ангелина Мишина пытается сделать Калугу немного красивее и уютнее – «по-европейски», добавляет она – и на доступном ей участке возле магазина «Дон Пион» расставляет ящики с цветами, развешивает кашпо – озеленяет. Или, точнее, оцветвляет.

— Среди бела дня постоянно кто-то отщипывает росточки. Постоянно, мы уже устали делать замечания. Причем, если бы просто попросили – мы бы не стали отказывать – Уверяет Ангелина. -У нас есть «обломыши» — мы ведь каждый вечер заносим кашпо внутрь и что-то, то и дело, отламывается – мы в стаканчик кладем и готовы поделиться. Если человек просто попросит – а когда делают это исподтишка и по злому умыслу – это неприятно.

Ал цвет мил на весь свет

В 2020-м году Ангелина высадила вокруг магазина «зеленушку» — декоративную траву – и она продержалась весь сезон. Только в конце лета камера наблюдения зафиксировала, как мужчина с метлой в руке схватил кашпо и побежал. В 2021-м Ангелина решила, что в этом году хочет что-нибудь пышное и цветущее. «Жирное» — так она говорит о красиво распустившихся цветах. Выбор пал на ярко розовые бегонии – в клумбе напротив входа появились сразу 30 штук, рассаженных в длинные ящики, еще несколько десятков покачивались в кашпо, развешанных вокруг двери.

Они-то и стали первыми жертвами – за месяц украли три декоративных горшка. Бегонии из клумбы дергали походя – за месяц исчезли 7-8 цветов.

Все это время в магазине, как это часто бывает в таких ситуациях, не работали камеры видеонаблюдения. Делали ремонт, забыли включить, кто-то случайно задел «системник», «я ничего не нажимала» и т.д. – стандартный набор причин, по которым у нас в стране что-то не работает.

— Закон подлости в действии! – Уверена Ангелина. – Как только с камерой какие-то проблемы – значит ночью случается «выкоп». Словно бы злоумышленник чует.

Однажды мужчина, живущий по соседству, курил ночью у окна и увидел, как на против магазина остановился солидный внедорожник, из него выскочила девушка, стремглав перебежала дорогу, выдернула бегонию, так же быстро вернулась в машину и укатила. Номер мужчина не разглядел.

— Там, на парковке, розовые лепестки еще несколько дней лежали. Но это все баловство, мы чувствовали, что к нам повадился ходить кто-то, кто подходит к делу серьезней. – Вспоминает Ангелина. – Мы починили камеру и стали ждать, но снова допустили ошибку – вместо заманчивых бегоний выставили «зеленушку» и та, кого мы ждали, не пришла. Я читала, что похожую ошибку иногда допускают следователи, ловящие маньяков. Но, наконец, мы вернули бегонии и очень вовремя.

Тень над клумбой

Вдоль входа в подвальный магазин на центральной улице Калуги была длинная клумба. Своей ухоженностью она контрастировала с разбитым въездом во двор, проехать через который решаются не все таксисты. В то же время клумба выделялась своим букетом – даже непрофессиональный взгляд поймет, что над ней работал профессионал. Мама Ангелины, Ольга Александровна, много лет упорно облагораживает этот не самый привлекательный уголок города. И подбор цветов, и их состояние, и композиция – выдают руку мастера. Больше того, композиция еще и обновляется несколько раз за сезон — одни цветы отцвели – высадили другие.

Вернее, отцвели, или были украдены. Их воровали всегда – каждое лето, Ольга Александровна высаживала цветы и каждое лето они пропадали. Именно, потому что цветы воровали всегда, цветочного маньяка, не сразу заметили. Долгое время этот методичный профессионал прятался в толпе случайных любителей. Но здесь, над клумбой у поворота во двор дома 32 по улице Кирова, он, вернее она, совершила ошибку.

Где цветы, там и бабушки
Кадры, снятые камерой видеонаблюдения магазина «Дон Пион».

Ее увидели только утром, на не очень качественной, да еще и черно-белой записи с камеры видеонаблюдения. Июньский сумрак, тень грузной фигуры полубоком склонившаяся над клумбой с виолами. Как именно она действовала было не разобрать, но руки двигались уверено – этот человек не в первый раз выкапывал цветы. Хозяйка магазина потом скажет, что по клумбе «как грейдером прошлись» – не хватало половины цветов. Они не были сорваны, или вырваны, их аккуратно выкопали, значит и надлежащим образом упаковали, чтобы увести в заготовленной сумке-тележке. Это не был спонтанный порыв – пожилая женщина в шляпе куртке и кроссовках, действовала по заранее продуманному плану. И одной этой клумбой план не ограничивался.

Спустя какое-то время силуэт обрел цвет попавшись в объектив камеры наблюдения магазина «Дон Пион» на Дзержинского – тут стало понятно, что куртка на женщине сиреневая, маска зеленая, шляпа черная, а кроссовки белые. Здесь целью женщины были висевшие в хода в магазин кашпо, для них было заготовлено два пакетика. И опять ни тени смущения – эмоции под полным контролем. В кокой-то момент ее едва не спугнула проезжавшая мимо машина – она на секунду одернулась, но как только опасность миновала, вернулась с двумя заготовленными пакетами в руках – раз и два небольших кашпо упакованы. Ни одного лишнего движения.

— Это был первый эпизод, о котором мы сообщили широкой общественности – т.е. нашим подписчикам в инстаграм. Писали разное. Одни советовали поставить капкан, колючую проволоку, устроить засад. Другие возражали «Я не вижу тут преступления». На видео действительно не виден сам момент кражи. Но мы то знали всю совокупность фактов. В следующий раз, когда она попалась к нам на камеру, она была уже не в плаще, а в куртке, но все того же фиолетового цвета, а вместо шляпки на ней была кепка со стразами. В ту ночь у нас снова пропало два кашпо. Ну не могло это быть совпадением. Но, да сам момент кражи на видео ни разу не попадал.

Где цветы, там и бабушки
Кадры, снятые камерой видеонаблюдения магазина «Дон Пион».

Безнаказанность расслабляет и в следующий раз женщина в сиреневой крутке решила не мелочиться. В объектив камеры видеонаблюдения над магазином на Дзержинского она попала в привычный день и час. Но на этот раз, она решила не ограничиваться несколькими цветочками и взять сразу ящик. Получилось у нее со второй попытки, но камера надежно зафиксировала кражу. Теперь действия воровки были не просто хладнокровными, но и откровенно наглыми – кража была совершена прямо напротив открытой двери, работавшей в тот поздний час кофейни.

— Буквально за месяц она разворошила нам все клумбы. От всего оформления нашей входной группы остались: пара кашпо и один ящик с дохлыми бегониями. В общей сложности, она нанесла нам ущерб в 17-20 тысяч рублей, не считая труда.

Бабулечки уходят по-английски

— А почему вы с самого начал были уверены, что это именно пожилая женщина?

— Жизненный опыт. Современная молодежь ведет себя не так. Молодежь – это скорее хулиганство, чем осознанное воровство цветов. Они приветливые, общительные, на позитиве. Заходят женщины «за пятьдесят», ты им: «здравствуйте», они в ответ молчат. Ту которые «за шестьдесят» зачастую просто злые. Не все! Конечно не все! Но в большинстве случаев. Они всегда уверены, что им что-то впаривают, что их пытаются обмануть. Молодежь другая – доверие, позитив. Молодые клиенты уходя желают нам: «Хорошего дня!» Бабулечкам можно десять минут рассказывать про все цветы в магазине, и она развернется и уйдет по-английски. Кого-то в прямом смысле ловили за руку, а они: «А что такого?» Как будто, так и надо. Я бы со стыда сгорела, а там возмущение, что я сделала замечание.

Заявление в полицию Ангелина, вопреки советам многих подписчиков, не подала. Как и многие, столкнувшиеся с воровством цветов предприниматели, она не верит в то, что это может дать какой-то эффект.

— Как тут докажешь ущерб? Сколько стоит один вырванный цветок? Представьте, сколько их нужно украсть, чтобы причинить ущерб на уголовную статью. – Грустно рассуждает Олег Митрофанов. – У полиции и так дел хватает, чтобы отвлекать их на такие вещи. С этой проблемой нужно бороться «улучшением нравов, без насильственных потрясений».

На самом деле за мелкое хищение цветов на сумму до 1000 рублей (ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ) виновному предусмотрено наказание в виде штрафа в сумме в 5 раз превышающей стоимость похищенного имущества, но не менее 1000 рублей; административного ареста до 15 суток; обязательных работ до 50 часов. Если стоимость растений от 1000 до 2500 рублей, то наказание более серьезное: штраф в 5 раз больше стоимости похищенного имущества, но не менее 3000 рублей; арест на срок от 10 до 15 суток; обязательные работы до 120 часов. Но зачастую, если мелкое хищение не представляет «общественно опасности» — вор уходит от ответственности

Ущерба не докажешь, вора не поймаешь – никакой сатисфакции или облегчения – воровали, воруют и будут воровать. Но в случае с Ангелиной, появилась, пусть нетвердая, но возможность посмотреть, как распоряжаются украденным.

На доброе здоровьице…

Одна из подписчиц Ангелины прислала ей в директ снимок, сделанный во дворе дальше по улице. Два окна на первом этаже методично завешаны цветочными горшками, так плотно, что непонятно, как в квартиру проникает свет. Прямо под окном обширная клумба, также плотно засеянная совершенно разными цветами. Рядом вход в подвал, и он тоже украшен горшками с флоксами, бегониями и чем-то еще.

Зрелище настолько нерядовое и неожиданное, что поначалу как-то ослепляет, нужно постоять, чтобы начать замечать детали – между горшочков маленькие плюшевые игрушки. Тут – пчелка, там – жутковатый слоник. А если приглядываться дальше, понимаешь, что в некоторых горшках сидят по несколько совершенно разных растений, так, словно бы рассады было много, а места не хватало.

— Вы, наверное, профессиональный садовод? – Спрашиваю я у женщины в окне.

— Нет, я любитель. – отвечает она негромко.

Из-за цветов она едва видна, кажется, что ей приходится привставать на цыпочки, чтобы видеть меня, стоящего под окном. Чувствуется, что мое неожиданное внимание ей приятно и она немного смущена. Среди растений на окне нет тех, что были украдены у Ангелины, но то и дело попадаются цветы очень похожие, на те что высаживают на городских клумбах.

Где цветы, там и бабушки

— Много лет ушло на выращивание всей этой красоты?

— Лет пять-шесть точно.

Она явно давно на пенсии, но по блеску в глазах и живой мимике видно, кажется, что скорее всего не скучает и замкнута в себе, как многие иные люди ее возраста. Прошу ее выглянуть для снимка, и она ненадолго исчезает, чтобы поправить прическу.

— Много вложений требует такой сад?

— Ну есть немного. Некоторые семена я даже из Москвы заказывала. Какие — здесь покупаю, в пакетиках. Какие… как придется.

У оконного цветника проступает все больше деталей. Неожиданно понимаешь, что все это вовсе не так ухоженно и красиво, как показалось сперва. Часть растений жухлые, у других побиты надтреснуты горшки – сама конструкция цветника вероятно не очень удобна для каждодневного ухода. Пожилому человеку – просто неудобно до всего это тянуться. Все емкости разных форм и расцветок, а грязных игрушек так, много, что они выдают в хозяйке… и ВНЕЗАПНО — камера видеонаблюдения. Маленькая белая камера на самом верху. Не декоративная – тонкие проводки уходят сквозь стену в квартиру.

Где цветы, там и бабушки

— Соседи, наверняка, очень рады, вашему саду.

— Конечно. Конечно. Здесь у меня места мало, я туда, к сушилке перебралась – показывает она в глубину двора. Где в пыли расставлены ящики с чем-то серо-зеленым.

 — А не воруют у вас цветы?

— Воруют. – Грустно кивает она. – У меня под окном две черные каллы – вон там. Я белую посадила. Прошло минут десять – и нет ее. Шли мимо – схватили и побежали. Ну и ладно. Взяли и взяли. На доброе здоровьице.

Морали нет

Морали у этой истории нет. Продавцы цветов не обеднеют от того, что у них воруют – воры не обогатятся тем, что украли. Однолетние цветы – ускользающая красота и настоящие садоводы, любуются не цветами, а плодами своего труда… Чего же еще? Как известно в каждом подъезде живет два типа людей – одни выкручиваю лампочку на лестничной клетке и вкручивают у себя дома. А другие – постоянно покупают новые лампочки для подъезда. И те, и другие делают это чтобы было светло. И вот две женщины – обе любят цветы и украшают ими то, что их окружает…

Читать также