Кофе скоро станет дефицитным товаром! Примерно такими заголовками пестрили СМИ еще пару месяцев назад. Похолодание в Бразилии вызвало неурожай, кофе не созрел, поставщики поднимают цены, а значит конечным потребителям придется переходить на цикорий. Такую, в общих чертах, картину рисовали пресс-релизы. Однако прошло несколько месяцев, а кофе не то, чтобы стал на вес золота. В Калуге, так вообще, открывается по несколько кофеен в месяц. Неужели они не боятся разориться? ДопОфис разбирается.
Половина урожая
Бразилия – страна, большая часть которой расположена в субэкваториальной зоне, а значит, температура здесь практически не меняется в течение всего года. Но при этом, сезоны здесь противоположны европейским, так что, когда в июле этого года в газетах писали о неожиданных заморозках в Бразилии, там, на самом деле, была зима. Южное полушарие, знаете ли.
Зима по-бразильски — это снижение дневной температуры на 10 градусов. Примерно с 28 до 18 градусов днем. Ночью температура опускается 16-14 градусов. 21 июля 2021 года в штате Минас-Жерайс температура опустилась ниже ноля.
Все, кто читал Викепедию, сразу вспомнили, что заморозки 1975 года в Бразилии уничтожили половину урожая и заморозки 1994 года тоже уничтожили половину урожая (очень ровно работают заморозки в Бразилии), а цены на мировых рынках взлетели в три раза. И сейчас случится то же самое – решили аналитики.
Вот в 1994 году цены взлетели не совсем из-за заморозков и вызванного ими неурожая. Кофейные деревья, действительно, погибли и это грозило большими убытками производителям. Тогда Ассоциация стран производителей кофе (ACPC) поступила так же, как ассоциация стран производителей нефти (OPEC) – сократила «добычу», в данном случае, ограничила импорт кофе из Бразилии, создав на мировом рынке искусственный дефицит кофе в 10 миллионов мешков. Дефицит этот был восполнен из запасов потребителей и вот тогда-то цены на кофе начали расти. Рекордные цены на мировых биржах фиксировали не в 1994-м, а в 95-96-м годах.
Предварительные оценки крупнейшего экспортера Бразилии, кофейного кооператива Cooxupe, говорят о том, что в следующем году на мировой рынок будет недопоставлено порядка 2 миллионов мешков.
Что же происходит на самом деле?
Несмотря на (кажется) надвигающийся кризис, число кофеен в Калуге растет. В конце октября под патронажем Агентства развития бизнеса в Калуге даже был создан Калужский кофейный клуб, объединивший владельцев городских кофеен, для решения вопросов с поставщиками и вообще. Проведенный ДопОфисом опрос среди членов кофейного клуба показал, что все они слышали о заморозках в Бразилии, но боятся совсем другого.
80% опрошенных будут вынуждены поднять цены до конца года, но незначительно. 60% из них планируют повысить стоимость менее, чем на 10%. В то же время, большая часть кофеен считает, что вероятность серьезной нехватки кофейных зерен на российском рынке невелика и подорожание кофе, все же, не сможет привести к закрытию их кофейни.
Факторами, беспокоящими владельцев калужских кофеен больше, чем Бразилия, стали аренда, общее подорожание продуктов и снижение покупательской способности населения.
Мы попросили участников опроса описать общую ситуацию в их сегменте ресторанного бизнеса:
«С одной стороны дорожает аренда, с другой – у людей всё меньше денег, все пытаются экономить. Продукты тоже дорожают. Всё вместе это приводит к тому, что прибыли становится всё меньше и надо понимать цены, а значит покупателей станет ещё меньше»
«Что-то близкое к попе)»
«Кофеен могло быть больше в нашем городе, если бы были хорошие помещения под аренду по адекватным ценам.»
«Грустное веселье»
«Старания безрезультатны. Стараешься сохранить качество, но другие этого не делают и выигрывают поэтому.»
«Слишком подорожали продукты, типа молока и овса, и неоправданно подорожала аренда. Непонятно, за что берут деньги.»
Космическая кофейня
Решив разобраться подробнее, мы пошли в одну из процветающих кофеен нашего города. Владелец кофейни «Космос» Антон Липовский считает, что никакого «кофейного кризиса» нет, и даже в случае подорожаний отдельных позиций, кофейни всегда смогут переключиться на что-нибудь другое.
— Никакой нехватки кофе мы не заметили. Недавно поставщики поднимали цены и на кофе, и на чай, но только на отдельные позиции – возможно это как-то и связанно с регионом производства. Но те сорта, которые используем мы, под повышение пока, к счастью, не попали. Безусловно, если весь кофе в мире внезапно подорожает, то все кофейни должны будут на него откликнуться повышением цен на конечный продукт, но если подорожание коснется отдельных регионов, то многие просто будут соскакивать на более доступные регионы, и это не всегда будет приводить к снижению качества. Сейчас достаточно много разных способов найти продукт нужного тебе качества.
По мнению Антона, сейчас слишком много других факторов, влияющих на ценообразование.
— Чтобы удержать, гостя нам приходится удерживать финальную цену, даже если у поставщика тот или иной продукт подорожал. На конечной цене напитка для гостя сказывается, например, и то, что периодически дорожает молоко, периодически дорожает упаковка: стаканы, коробочки для десертов и т.д.
По итогам этого небольшого расследования мы выяснили, что кофейный кризис не является основным фактором, и гораздо сильнее на кофейни влияет стоимость аренды, подорожание продуктов и отсутствие денег у людей. О кризисе представители кофейного бизнеса, конечно, слышали, но пока не ощутили.
А что бы сделали в Starbucks?
Основатель крупнейшей сети кофеен Говард Шульц в своей книге «Влейте в неё своё сердце. Как чашка за чашкой строилась STARBUCKS» вкратце упоминает о кофейном кризисе 1994 года:
«Говард, — сказал Орин, и его обычно спокойный голос сорвался, — в Бразилии ударил сильный мороз. Цены на кофе взлетели до небес. Я сразу же понял значение этого мороза. Бразилия производила более четверти мирового кофе, и серьёзная проблема в этом регионе выливается в рост цен повсюду.»
«В последний раз, когда в Бразилии случались серьёзные морозы, в 1975 году, цены на кофе взмыли до $3,40 за фунт и оставались высокими несколько лет»
Как же Starbucks вышел из этой ситуации? Компания решила отсрочить рост цен для конечного потребителя, согласившись со снижением прибыли:
«Мы решили не поднимать розничных цен сразу. Это было бы несправедливо по отношению к клиентам. Припомнили, как как все были разгневаны, когда бензиновые компании взвинтили цены в ту же минуту, как поднялись цены на нефть, чтобы оправдать цены на новый бензин, несмотря на то, что у них оставались запасы на несколько месяцев. Стоило подождать и посмотреть, что произойдёт с ценами на зелёный кофе дальше.»
Но позже ударил ещё один мороз и цены на зелёный кофе подскочили на столько, что стоимость составила 330% цены трехмесячной давности. Нужно было что-то делать. 13 июля мы объявили о том, что поднимем цены не более, чем на 10% с 22 июля.
Но вскоре, наконец-то, чёрная полоса в мире кофе завершилась:
«Июль закончился, и цены на зелёный кофе упали.» Снизились ли цены в Starbucks после снижение мировых цен на кофе, в книге не упоминается.
Внимательный потребитель давно заметил, что в этом году все вокруг дорожает: квартиры, машины, продукты питания, одежда, вообще все…
Осенью этого года о подорожании товаров из-за неурожая объявляли производители гречки, пива, картофеля, капусты, пшеницы, кукурузы, сои и т.д. «Неурожай» микроэлектроники остановил автомобильные заводы по всему миру… В общем, есть шанс, что в совокупности с природными явлениями, неурожаям способствуют и общеэкономические факторы.
Как кажется сейчас, «кофейный кризис» не очень-то и влияет на кофейную сферу Калуги, но зато у нас есть другие факторы, которые гораздо существеннее и с большей вероятностью повлияют на будущее кофеен нашего города.
Элина Моисеенкова.