Российские банки бьют рекорды по чистой прибыли второй год подряд – это широко известный факт. За десять месяцев 2021 года банки заработали более 2,1 трлн рублей, чистая прибыль на октябрь составила 231 млрд. Получать такой результат им удается, главным образом, на процентах по кредитам, комиссиях за денежные переводы, эквайринге, и «валютной переоценке».
Индекс условий банковского кредитования, составляемый Центробанком, показывает, что в течение последних двух лет происходили два разнонаправленных процесса: спрос на кредиты рос, а условия кредитования ужесточались. Особенно в секторе долгосрочных кредитов, являющихся основой развития бизнеса в США и Европе.
В России же, по данным Росстата, банки фактически стоят в стороне от развития экономики, беря на себя исключительно функцию технического обслуживания финансовых процессов и не принимая никаких рисков, связанных с развитием реального сектора.
В 2020-м году 56,7 % инвестиций в основной капитал предприятий составили собственные средства этих предприятий. Банковские кредиты составили только 6,9% от общего числа инвестиций в основной капитал, что в свою очередь составило 1,4% от активов, которыми располагают банки.
Т.е. идти в российский банк за длинными деньгами на развитие бизнеса — идея не слишком перспективная.
Краудфандинг
В 2020 году в России заработал закон об инвестиционных платформах и краундфандинг стал делом законным и в целом, контролируемым Центральным банком. Регулятор ведет специальный реестр инвестиционных платформ, куда на данный момент входит 51 организация.
Принцип работы в общем-то не сложен: предприниматель представляет идею, инвесторы (частные лица с лишними деньгами, или в редких случаях, банки) выдают на нее некоторую сумму денег. После реализации бизнес идеи – инвесторы получают либо процент от дохода, либо какую-то фиксированную выплату.
Есть платформы, работающие только с объектами недвижимости: они предлагают вложиться в строительство или ремонт здания с тем, чтобы потом получать часть дохода от сдачи в аренду.
Часть инвестиционных платформ создаются компаниями, регистрирующими деятельность акционерных обществ – они имеют возможность привлекать инвесторов в проекты клиентов и наоборот, предлагать клиентам проекты для финансирования. Есть и инвест-платформы банков.
К какой бы инвестиционной платформе вы ни обратились вам потребуются:
- Порядок в бухгалтерии и финансах. Платформа обязательно будет проводить скоринг и запросит кучу документов, так что, скорее всего, вам или вашему бухгалтеру понадобиться помощь, а то и вообще инициативный аудит.
- Хорошо проработанный бизнес-план, в котором прописаны не только срок окупаемости и рентабельность, но и более динамические показатели, типа чистого дисконтированного дохода.
Некоторые платформы запросят или сами начнут гуглить информацию о «нефинансовой эффективности» соискателя – это показатель того, насколько владелец бизнеса активен в бизнес-тусовке своего региона и как ведет себя в информационном пространстве. Так что, перед подачей заявки стоит рассказать о своей затее на страницах журнал ДопОфис или прийти к нам на подкаст.
У некоторых инвестплатформ есть возможность привлекать инвесторов путем продажи Утилитарных цифровых прав – это прям новейшая новинка в российском мире инвестиций и толком ее еще никто не тестировал. По сути механизм работы с УЦП похож на долевое строительство, только без строительства… и долей. Например, вы строите спортзал и предлагаете инвесторам вложиться в стройку за годовой абонемент, или покупаете станок по производству тротуарной плитки и продаете УЦП на определенную партию готовой продукции.
Выпуск облигаций
2020-й год показал, что те россияне, у которых еще осталось какое-то количество денежных знаков, сильно обеспокоены их сохранностью и даже мечтают об их доходности. Число частных инвесторов на Московской бирже превысило все рациональные пределы – люди хотят, чтобы деньги работали на развитие успешного бизнеса. И выпуск облигаций — один из самых надежных способов привлечь эти деньги в свою компанию.
Наиболее частой причиной, по которой компании заранее отказываются от этого инструмента, является страх перед большим и страшным миром ценных бумаг. Однако облигации — это один из древнейших видов небанковского кредитования без залога: эти ценные бумаги дают своему владельцу право на получение заранее определенного дохода в оговоренные сроки. Конечный доход по облигации, помимо процентных (купонных) выплат, формирует разница между ценой ее покупки и погашения.
Любая компания с годовой выручкой от 120 млн. рублей и сроком существования более 3-х лет может привлечь на бирже от 50 млн. рублей. При этом можно возместить до 1,5 млн рублей затрат на выпуск облигаций, а то и вовсе получить гарантию от Корпорации МСП на случай, если эмитент не может выполнить своих обязательств.
— Подготовка к выпуску облигаций заняла у нас около полугода. Обычно это занимает гораздо больше времени, но мы работали с профессионалами. – Вспоминает Антон Исаев из лизинговой компании Royal Capital, привлекшей на Московской бирже 50 млн рублей после выпуска своих облигаций. – Они очень тщательно вникали в наш бизнес, изучали его со всех сторон. Мы просчитывали разные варианты развития. Очень много работали с документами. В общем, суть выхода на рынок в том, чтобы доказать инвесторам свою надежность. Сначала мы доказали организаторам, потом представителям Московской биржи, затем было выступление на мероприятии для инвесторов, в стенах Московской биржи и только потом нам «открыли книгу».
Открыть книгу — это значит начать прием заявок на покупку облигаций. Как правило, это делают за пару дней до официальной эмиссии. Только в этот момент становится ясно, купит кто-нибудь ценные бумаги или нет. Первые облигации Royal Capital выпустили сроком на 5 лет под 18% (процент высокий именно потому, что выпуск первый) и буквально за один день привлекли с их помощью 50 миллионов рублей. Подробнее о том, в чем их бизнес, читайте здесь.