В 2021 году одни решали, возвращать ли сотрудников в офис, а другие — возвращаться ли в офис самим. В крупных городах рынок офисной недвижимости стремительно перестраивался под обновленные пандемией требования к офисным пространствам – компании, которые в нерабочие дни отказались от офисов, теперь не хотят снимать новый. Им подавай коворкинги.
Наша провинция, пусть и не столь стремительно, но следует в форватере московских мод. Известное калужанам Антикафе «Небо» внезапно превратилось в антиофис. ДопОфис решил узнать, что случилось.
От общества трезвости к совместной работе
Два Михаила – Черченко и Ярошович открыли первое в Калуге антикафе, потому что не пьют алкоголя, а проводить досуг где-то нужно.
— Была потребность у города, у нас, у наших единомышленников. Хотелось отдыхать с комфортом и не беспокоиться, что за соседним столиком сидят люди в нетрезвом состоянии, мешают. Все остальные форматы дневного и вечернего отдыха – кафе, рестораны, бары – напрямую связаны с алкоголем, а мы с Михаилом вообще алкоголь не приемлем и нам нужно было место, чтобы устраивать какие-то свои встречи и мероприятия в комфортных для нас условиях.
Тем не менее, к открытию безалкогольного пространства для чего угодно партнеры с самого начала отнеслись как к бизнесу – были расчеты, план, рентабельность. Чтобы оценить потенциальный спрос, партнеры общались с владельцами подобных заведений в других городах. Но оказалось, что время в этом пространстве продается лучше, чем думали два Михаила и открытие антикафе Небо окупилось всего за год. При этом оказалось, что самые большие расходы — это вовсе не аренда или ремонт, а работа администраторов.
— В итоге получилось даже лучше, чем мы задумывали. Прибыль появилась раньше, чем мы рассчитывали. Мы сразу получили множество положительных отзывов и набрали постоянную аудиторию. Основными посетителями были студенты. Как отдыхают студенты без алкоголя? Настольные игры, языковые кружки, квартирники, просто посидеть, пообщаться, обсудить какую-нибудь идею в спокойной обстановке.
Антикафе было побочным проектом, что называется, для души. На жизнь Михаил Черченко зарабатывает очень редким, но неожиданно востребованным делом – доставкой и монтажом бильярдных столов. Полностью погрузившись в основной бизнес, уже через пару лет партнеры обнаружили, что без постоянного контроля и личного участия «Небо» потихоньку загибается. Поток посетителей становится все меньше, насыщать заведение событиями некому, те, кто приходит поработат, жалуются на гостей с шумными детьми, те, кто приходит с детьми, сетуют что мероприятий для детей стало меньше. К 2018 году уже и сами создатели стали замечать, что Небо уже не то.
Но ничего не делали.
— Ну а в 2020-м нас просто закрыли на три месяца. Средства на аренду за один из этих месяцев мы собрали благодаря пожертвованиям наших постоянных посетителей… Но пандемия вообще заставила нас серьезно задуматься над тем, что делать дальше. Были мысли и продать, и закрыть, но в итоге мы просто посмотрели на данные собственной программы учета и поняли, что с каждым годом количество фрилансеров, приходивших в антикафе именно поработать, только увеличивалось.15-20 человек каждый день приходило работать, почти как в офис. Здесь был потенциал. В новом формате мы пока не вышли на эти показатели – мы еще не вкладывались в рекламу.
— А не боитесь, что люди слишком привыкли работать дома за время пандемии?
— Привыкли. Это факт. Но это не значит, что людям удобно работать дома. Для большинства это как раз тяжело. У одних дети, с которыми еще нельзя договориться, у других— бытовые условия не позволяют, третьим трудно себя организовать. В кафе работать не всегда удобно – там может быть шумно, официанты будут косо смотреть. Для многих из тех, кого отправили из офиса на удаленку, коворкинг – единственный выход. Плюс, это место, где можно встретить людей с такими же интересами как у вас – обменяться опытом, получить помощь.
We work
В те годы, когда в Калуге студенты устраивали безалкогольные встречи в единственном в городе антикафе, по все миру гремела сеть коворкингов We Work (Мы работаем), которые создавались как специализированные рабочие места для молодых, амбициозных компаний.
Создатели Адам Ньюман и Мигель МакКельви уловили романтическое настроение очередного бума стартапов и создали сеть коворкингов, которые были бы удобны для коллективов, состоящих из молодых специалистов, начинающих собственное дело. Их старт совпал с застоем на рынке коммерческой недвижимости в Америке – большие офисные пространства пустовали, и владельцы охотно сдавали их молодой компании, даже если не слишком верили в бизнес стратегию We Work.
Коворкинги We Work мало походили на стандартные офисные openspeas и больше напоминали смесь кофейни, игровой комнаты в детском саду и загородной террасы. Там было и где провести совещани, и где уединиться, чтобы поработать в тишине.
Казалось, что вот она: решительная перемена и крах корпоративной диктатуры в вопросах организации рабочего процесса. Пришла компания, которая заставит всех измениться, почти как Apple со своим IPhone. Но нет…
К 2019 у компании было уже больше 800 коворкингов в 125 городах мира и около 400 тысяч клиентов. Причем не только фрилансеров или небольших стартапов, но и крупных корпораций. В России клиентами We Work стали Яндекс, Х5 и CityMobil и т.д. Бизнес развивался бешенными темпами, компания привлекала все больше инвесторов и была абсолютно убыточной.
Начав расширение, сеть коворкингов We Work вообще ни разу не закончила год в плюсе. Согласно публичной оценке, перед выходом на IPO компания стоила 47 млрд долларов, но согласно отчету, который они подали в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, долгов у нее было на 200 млн долларов больше. Более того, в отчете говорилось, что ради сохранения темпов расширения руководство вообще не собирается выводить компанию на прибыль.
И вот тут инвесторы, а вместе с ними и деловые СМИ задумались: а это точно выгодно? Арендовать дорогие помещения на долгий срок и сдавать их в субаренду мелкому бизнесу, при том, что рынок офисной недвижимости не то чтобы очень стабилен в этой нескончаемой череде мировых кризисов? Возможно, он не такой инновационный и уникальный, как всем почему-то казалось до того, как финансовая отчетность стала публичной?
Череда скандалов привела к увольнению основателя компании Адаме Неймана (и его 20 родственников) и переходу компании в режим попытки заработать что-нибудь на том, что уже есть. Пандемия, предсказуемо, заставила компанию потихоньку распродавать бизнес под видом создания франшизы.
3 преимущества работы в коворкинге
Экономия
Для фрилансера и отправленного на принудительную удаленку сотрудника альтернативы коворкингу нет: снять офис дешевле – не получится. Компания из 2-4 человек вполне может снять небольшое офисное помещение, всего за 5-7 тысяч в месяц. Но располагаться оно будет на далекой окраине Калуги. Коворкинги расположены в центре города, вокруг есть магазины и кафе.
Работа в коворкинге избавляет от коммунальных платежей, трат на ремонт, уборку, покупку воды, кофе, оплату интернета, вывоз ТБО и прочих расходов, неизбежных для офиса.
Продуктивность
Вы почувствуете как утекают ваши деньги В коровкинге мало отвлекающих от работы факторов – нет детей, болтливых коллег, холодильник далеко – и в то же время, здесь есть необходимый минимум для комфортного умственного труда – стол, стул, интернет, приятная обстановка. К тому же, сам факт того, что вы оплачиваете себе рабочее время, подталкивает к тому, чтобы не тратить его в пустую.
Люди вокруг
Оборотной стороны свободной жизни фрилансера становится одиночество. Коллег по работе просто нет, а поболтать, рассказать кому-то о результатах своего труда или даже спросить совета, хочется. В коворкингах есть зоны отдыха, где вполне возможно встретить человека, который поймет, страдания и чаянья простого российского самозанятого.
Альтернатива Небу?
Рынок коворкингов в Калуге нельзя назвать конкурентным, но у Неба есть несколько альтернатив:
Коворкинг в Инновационном культурном центре . Формально, он там есть и открыт для всех желающих, но выгляди так, словно руководство ИКЦ про него забыло. На всякий случай, лучше заранее позвонить и узнать, не запланировано ли там мероприятий и открыт ли зал вообще.
Адрес: Калуга, ул. Октябрьская, дом 17а
Телефон: +7 (930) 847-21-25
Время работы: нужно уточнять
Нормально функционирующий коворкинг есть в Агентстве развития бизнеса. Там всего 14 мест, и он очень напоминает офис, но зато работать можно совершенно бесплатно.
Адрес: Калуга, ул. Театральная, д. 38а
Телефон +7 4842 20-73-37
Время работы: 09.00 -17.00
С осени прошлого года в Калуге строится коворкинг Bloks, который должен стать третьим в будущей сети (первые два — в Москве и Краснодаре), но не смотря на наличие в сети положительных отзывов от клиентов, он не работает. И как сообщили ДопОфису, если и начнет, то не раньше марта.
— Если собрать всех, кто за эти годы приходил к нам антикафе, чтобы поработать, — объясняет Михаил, то окажется, мы не сможем поместить их в одном помещении. Есть исследования, показывающие, что в городах, где до 500 тысяч жителей, можно открывать один коворкинг на 100 тысяч человек. Так что в Калуге нужно еще минимум два таких пространств, как наше.
Адрес: Калуга, Пушкина 1б, Калуга
Телефон: +7 (4842) 27-84-10
Режим работы:
Пн-Пт: 08:00-23:00
Сб, Вс: 10:00-23:00