Пандемия создала условия для решительного страта одного особенного формата магазина, который раньше не мог закрепиться на рынке из-за того, что раньше у покупателей были желания типа «пощупать товар» и «походить-посмотреть». Теперь же все идет к тому, что в один прекрасный день мы обнаружим, что почти все продуктовые магазины в городе закрылись. И рестораны, кстати, тоже.
Склад у дома
Идея Dark Store — проста. Это как магазин, в который нельзя зайти – заказы можно делать только через специальное приложение – их доставит курьер. Сам же Dark Store — это скорее склад с логистикой, подстроенной под удобство работы курьера, который и собирает заказ. Такие склады расставляются в городе таким образом, чтобы курьер мог охватывать наибольший жилой массив за ограниченное время, скажем, минут за 15.
Каждый небольшой dark store обслуживает собственную зону доставки. Если заказов для конкретного магазина становится слишком много, можно построить рядом второй, а зону первого — уменьшить. Инфраструктура уплотняется, а качество сервиса у клиента — не снижается.
Ровно также работают и Dark Kitchen – только в данном случае, речь идет о доставке еды.
И в России, и в Мире было несколько попыток запустить что-то темное в массы и есть даже относительно успешные примеры. Так российская сеть «Кухня на районе» еще до пандемии сумела отвоевать себе серьезный кусок рынка доставки готовой еды в Москве. Но тягаться с крупными торговыми сетями и службами доставки от IT-гигантов темные проекты, все же, не могли.
Пандемия коронавируса высвободила массу недвижимости, подтолкнула к онлайн-шопингу всех тех, кто раньше боялся вводить номер своей карточки в каком-то приложении. Но самое главное – изменила поведенческую модель среднестатистического потребителя: люди привыкли к доставке и домашнему досугу.
Ритейлер в данном случае экономит на очень многих статьях расходов:
- Аренда. Под склад не нужно специально оборудованное помещение. Напротив, под него обычно берут самые «застоялые» и неудобные для торговли объекты.
- Оформление. Внутри просто ряды пронумерованных стеллажей, на которых расставлены товары. Завлекать покупателя, не нужно – он туда не попадет.
- Эквайринг. Никаких касс, кассиров. А в идеале, и контрактов с банком – процесс можно построить таким образом, что все оплата будет проходить через QR-коды и СБП.
- Все остальное. Форма персонала, охрана, уборка, коммунальные платежи.
В принципе, формат склада позволяет предложить более широкий ассортимент по сравнению с обычным магазином, но на практике, «темные магазины» сторонятся целых категорий скоропортящихся товаров.
Возрастает роль IT-технологий и менеджеров, обрабатывающих заказы в интернет-магазинах. Да, заказ покупатель оформляет самостоятельно, но в случае с большинством пришедших в онлайн ретейлеров, заказ этот обрабатывается и дополняется/исправляется вручную. Живым человеком. Такая уж у нас цифровизация.
Впрочем, на Западе уже работают системы, прогнозирующие количество заказов по часам и минутам в конкретный день и уточняют прогноз в реальном времени, что сильно облегчает закупки товаров и составление графиков курьеров.
Курьеры становятся главными сотрудниками магазина – они теперь как официанты в ресторанах – от них зависит и скорость обслуживания, и доход, и количество довольных клиентов.
Почему dark store — это хорошо?
В рамках господствующей экономической теории считается, что снижение производственных, логистических, или торговых издержек ведет к снижению стоимости товара для конечного потребителя. Так что в случае с dark store, ретейлер может не закладывать в стоимость товара массу затратных статей расходов.
Теоретически автоматизирован может быть весь процесс: прогноз -> заказ у поставщиков -> вывод на смену дополнительных курьеров -> запуск скидочной кампании на продукт, который покупают хуже, чем ожидалось.
Такой высокий уровень прогноза со временем позволит собрать базу для долгосрочного производственного планирования и снизить уровень перепроизводства, которым так сильно грешит современный капитализм.
Низкий порог входа для производителей. Dark store имеют возможность быстро и без существенных затрат проверить потребность аудитории в том или ином товаре и предложить производителю более комфортные условия.
В условиях затяжной пандемии dark store сокращают количество контактов между потенциально больными людьми. В России это конечно сомнительно, но в остальном цивилизованном мире – данное утверждение скорее верно.
Почему dark store – это плохо?
Темные магазины и кухни – это еще один яркий пример gig-экономики, где людей судят по меркам несуществующих машин. Суть в том, что человек подключается к некой платформе, получает задание и выполняет его. Классические примеры: службы доставки еды, агрегаторы такси, сервисы мелких услуг и т.д. Такие компании, как правило, позиционируют себя как высокотехнологичные – мол они только сделали платформу, чтобы люди могли зарабатывать, но на практике, это «старая добрая» эксплуатация человека человеком, где работодатель берет на себя как можно меньше обязательств.
Малый бизнес втягивают в конкурентную борьбу, победить в которой у него нет шансов. В сегмент dark store приходят крупные финансовые игроки, способные вложить в проект такие суммы, которые никогда не будут доступны для субъектов МСП.
Переориентирование общепита на доставку, которое рассматривалось как благо на начальных этапах пандемии, теперь приводит к тому, что заведения вынуждены пересматривать свое меню в пользу большего удобства транспортировки. Рестораны отворачиваются от зала, в сторону окна выдачи. На темной кухне уже не нужен Шеф-повар со своим креативом, там нужен технолог, строго отслеживающий все этапы готовки.
Опыт последних десятилетий показывает, что ни у производителей, ни у ретейлеров нет реальных причин снижать стоимость товара для конечного потребителя, даже если издержки сокращаются. Более того, классические ретейлеры часто навязывают производителю товара невыгодную для него цену, пользуясь своим положением на рынке. Dark store вряд ли будут использовать другой подход.
Сбор статистики, скорее, будет использоваться для манипуляций потребительским поведением. Таргетированная реклама, персонализированные скидки, анализ времени и суммы покупок будут использоваться не для того, чтобы подстроиться под потребности человека, а чтобы сформировать их.
Компаниям не выгодно вкладываться в реальную цифровизацию процессов поскольку: во-первых, результат не предсказуем и разработка может занять слишком много времени и денег, а привычное изымание прибавочной стоимости гарантированно дает результат. А во-вторых, нейросети, виртуальные помощники, роботы -доставщики и прочие обещания технического прогресса не ходят в магазины.
Они заполонят всю планету?
«Темные» форматы ретейла и общепита позволяют корпорациям быстро адаптироваться под изменения в поведении потребителя, но не всегда под его материальное положение. Люди перестают ходить в рестораны и кинотеатры не только потому, что дома есть уютный диван, но и чтобы избежать сопутствующих трат. По сути, новые сервисы предлагают только новый уровень комфорта, в то время как все остальное, происходящее в мире, отодвигает комфорт с первых позиций в системе ценностей.
Dark store и Dark Kitchen безусловно станут фактором, влияющим на малый бизнес и местных производителей, но только как один из многих негативных факторов.