Попробуем еще раз. Советы, которые помогут бизнесу вырасти в кризис

Попробуем еще раз. Советы, которые помогут бизнесу вырасти в кризис

И мировая, и российская экономика находятся в кризисе уже больше трех лет подряд и все эти годы мы, в общем, не очень понимаем, что делать. Как только кажется, что все закончилось – случается что-то еще, при этом повлиять на это «что-то» мы не можем никак. А значит нужно изменить свое отношение к этому. И вот несколько советов.

Мы могли наблюдать, как шок после начала кризиса сменился бравурными речами – мол, мы все кризисы пережили, мы вообще живем в режиме кризиса – как-нибудь выберемся. И то, что выберемся – не вызывает сомнений. Вопрос только в том, какими мы выйдем из этого кризиса?

Когда началась пандемия коронавируса, все предприниматели были вынуждены в той или иной степени перестраивать бизнес-процессы. У одних это получилось лучше, у других – хуже, но и те, и другие рассчитывали, что эти перемены ненадолго. Вот сейчас кончится пандемия и все будет как раньше. Не будет. Рестораны открылись – но люди привыкли заказывать еду домой. Магазины открылись – но те, кто в них ходил, научились покупать через интернет. Производственные цепочки восстановились, но оказалось, что на одном конце не могут дать нужные объемы комплектующих, а на другом — нет денег, чтобы покупать готовую продукцию.

Теперь новый кризис – новые сложности, но также, как и два года назад, слышны разговоры про то, что нужно подождать пару месяцев. Ну максимум год. Но что, если через год мир окажется другим, если офисная бумага так и будет расти в цене? Может быть, заранее перейти на электронный документооборот?

Кризис – время возможностей, не потому что позволяет быстро занять освободившуюся нишу на рынке, а потому что заставляет меняться ради выживания. Не нужно искать рецептов как пережить кризис, нужно задаться вопросом, какой компанией мы хотим выйти из этого кризиса?

Ускорьте оборот

В условиях галопирующей инфляции и непредсказуемого курса национальной валюты – жизненный цикл продукта должен быть коротким. Если у вас нет продукта, который можно быстро произвести и продать – сделайте такой продукт.

Однако, у нынешнего кризиса есть еще одна особенность.  Это острая необходимость импортозамещения. А значит длительные и дорогостоящие проекты именно в этом направлении имеют огромную перспективу, и отказываться от них тоже не стоит. В идеале — привлечь к реализации таких проектов партнеров и государство.

Не переплачивайте по кредитам

Развитие экономики в новых условиях требует серьезного пересмотра кредитной политики государств и ведущих банков, а пока этого не произошло – не спешите гасить кредиты. На бытовом уровне нам кажется, что в кризис без долгов легче, а потому хочется побыстрее закрыть кредиты. На самом деле инфляция, росту которой не видно конца, делает выгодным медленный возврат кредитов. Платить по обязательствам перед банками нужно в срок и в строго отведенных объемах, но не более того. Деньги, которые вы заплатите в банк сегодня, стоят дороже, чем те что будут у вас завтра.

Нужно отказаться от штрафов

Пытаясь поддержать бизнес, государство в очередной раз отменяет плановые проверки и смягчает наказания за налоговые преступления. Это создает у некоторых впечатление, что бухгалтерская и налоговая отчетность – это теперь нечто не столь обязательное как раньше. Такое впечатление ошибочно. Штрафовать будут как раньше и даже строже. (Да-да, нашей стране сейчас тоже нужны деньги!)

А потому, предприниматель, берущийся за перестройку бизнеса, должен быть абсолютно уверен, что ему не прилетит в спину штраф от ФНС или трудовой инспекции, который обесценит все его усилия. Бухгалтерский и кадровый учет лучше передать на аутсорс – узнайте условия, приценитесь и имейте ввиду.

Развивайте аутсорс

Многим кажется, что во время кризиса нужно максимально ужаться. В этом есть свой резон, но ужимание, во-первых, не должно означать потери качества, а во-вторых, не должно приводить к замыканию компании на самой себе.

Уже есть примеры того, как компании отказываются от внешнего сервиса в пользу штатного специалиста. И зачастую это чисто эмоциональный шаг. Мы не будем платить за внешнее юридическое сопровождение, а наймем штатного юриста. А он точно справится с теми задачами, что раньше решал целый внештатный отдел? Мы откажемся от клинингового сервиса и наймем штатную уборщицу. А цены на бытовую химию вы видели? А что будет, если она заболеет? Ну и так далее…

В условиях кризиса передача части технических функций на аутсорс делает компанию легче и гибче, а значит — устойчивей в быстроменяющихся обстоятельствах.

Тем, кто боится аутсорса – рекомендуем послушать подкаст Внештатный бизнес – это интересно, весело и избавляет от страхов

 

Вкладывайтесь в знание

Аутсорс подходит для избавления компании от рутины и перегрузки, а вот для того, чтобы освобожденные таким образом ресурсы могли быть использованы наиболее эффективно, персонал должен развиваться, учиться работать в новых условиях. Посмотрите, как это делают другие (ссылка)

Среди предпринимателей можно встретить предубеждение к бизнес-литературе, мол книжки — это одно, а реальный бизнес – совсем другое. Те, кто так думает, как правило, тратят очень много времени на изобретение велосипеда собственной конструкции.

В мировой практике отработано множество стратегий управления компаниями, развитием, личными финансами и даже временем – игнорировать их — глупо. Для тех, кто уверен, что у него нет времени на книги есть, например, SprintBooks.

Не забывайте, почему вы занялись бизнесом

Два года мы ведем подкаст «Эволюция или деградация», в котором собираем истории калужских предпринимателей. Почти каждый гость нашей студии говорит о том, что любит свое дело, что его просто прет от бизнеса. Так что в бизнесе, как и вообще в жизни, важно не забывать о том, зачем мы идем к цели.

По большому счету, все, что мы можем сделать в новых обстоятельствах — максимизировать удовольствие от любимого дела и минимизировать риски потерять его.

Читать также