Работодатели vs соискатели. Александр Ветерков о том, как изменится работа кадровика в 2022-м.

Работодатели vs соискатели. Александр Ветерков о том, как изменится работа кадровика в 2022-м.

Даже если «рынок соискателя» сменится на «рынок работодателя», просто сидеть и ждать, когда у проходной выстроятся кандидаты – нельзя. Их уведут более расторопные работодатели. С таким посылом выступил перед участниками HR-конференции проходившей Калуге, руководитель направления СберПодбор Александр Ветерков.

В день кадрового работника, 24 мая 2022 г. в отеле «Амбассадор Калуга» прошла межрегиональная конференция для HR-специалистов и руководителей «Рынок труда 2022: работодатели vs соискатели», организованная направлением привлечения персонала FLY community кадровой компании «Рекадро». Участниками стали более 160 профессионалов из Калужской, Тульской и Московской областей. Одним из спикеров конференции стал руководитель направления СберПодбор Александр Ветерков – ДопОфис расспросил его о том оставит ли автоматизация кадровиков без работы?

Работодатели vs соискатели. Александр Ветерков о том, как изменится работа кадровика в 2022-м.

— Кажется, что сейчас половина страны ждет массовых увольнений, зачем HR в такой ситуации системы автоматизированного массового рекрутинга?

— В этой ситуации их задача будет в том, чтобы выбрать правильных людей. Уйдут затраты на привлечение кандидатов, но вырастут затраты на отбор нужных кандидатов.  Деньги будут тратиться в другой части «воронки привлечения», но сама необходимость никуда не денется. Вспомним кризисы 2008-го или 2014-го  годов, когда многие компании стали внедрять разные формализованные системы оценки соискателей – то был рынок работодателя и было из чего выбирать, но по мере выхода из кризиса, свободных спецов на рынке стало меньше, тренд сменился на рынок соискателя и про программы отбора все забыли. Есть вероятность, что в этом году к ним опять вернутся. Другое дело, что и количество компаний, готовых к активному массовому набору персонала тоже может снизится.

— Не у всех калужских предприятий есть понимание того, что набор сотрудников остается сложной задачей. Многие сидят и ждут, когда к ним потекут квалифицированные кадры с закрывающихся автозаводов.

— Сидеть и ждать, что люди сами придут устраиваться к вам на работу – большая ошибка. Пример из моего недавнего опыта: во время пандемии предприятие получило заказ на производство большой партии аппаратов ИВЛ. Но работников для выполнения такого заказа не хватает. Они тянут с наймом, руководствуясь как раз тем заблуждением, что люди сами к ним придут, потому что все остальные заводы в простое, а к ним никто не приходит. В итоге, компания потеряла очень выгодный контракт и попала в список недобросовестных поставщиков.  И в серьезной степени это вина кадрового отдела, который решил, что можно ничего не делать.

 

СберПодбор — один из сервисов для работы с базами данных соискателей, позволяющий отслеживать статистику по всем этапам найма от запуска кампании до встреч с кандидатами.

 

— Выступая, Вы спрашивали аудиторию о том, какие системы автоматизации подбора и учета персонала они используют. Оказалось, что очень немногие вообще пользуются такими программами, почему?

— На первом месте в списке причин – деньги. Большинство руководителей просто не выделяет бюджет на подобную модернизацию. Именно поэтому мы и оставили бесплатную версию, чтобы у HR-ов была возможность просто попробовать. Вторая причина в том, что автоматизированные системы подбора и учета могут показать реальную картину эффективности кадрового отдела в компании – не все HR-ы готовы к такому зрелищу))) Одно дело, когда ты уверен, что двигаешься в правильном направлении и заинтересован в росте эффективности – тогда автоматизация реальное решение. Другое дело – когда человек не уверен, что все делает правильно и сможет справится с теми задачами, которые поставит перед ним обновление инструментов рекрутинга. Есть еще и вопрос безопасности – многие боятся, что если они перенесут данные в облако, то они могут утечь. Но тут большой вопрос, где безопаснее хранить данные: в СберКлауде, или на компьютере в заводской бухгалтерии.  Но основных причин две – деньги и психологическая настороженность.

— Представим, что автоматизация будет массовой – какой процент кадровиков останется без работы?

— Программы автоматизации не заменяют человека, они позволяют ему экономить время. Да, если СберПодбор помогает экономить до 30% времени на закрытие вакансии, то это может повлиять на численность кадровой службы, но на практике такого не происходит. Конечно, если представить, что в компании работает 20-30 рекрутеров, то 2-3 ставки с помощью автоматизации можно сократить. Но скорее всего, это можно будет сделать и без автоматизации.

— А в чем экономическая выгода автоматизации?

— Прямая выгода в том, что больше не нужно тратить деньги на неэффективные каналы привлечения соискателей. Вы видите откуда к вам приходят кандидаты и можете отказаться от трат на другие каналы. Если говорить с точки зрения найма – то задержка выхода того или иного специалиста напрямую сокращает выручку предприятия, просто не все это считают. Среднее время выхода сотрудника на работу в России сейчас — примерно месяц. Это очень много, у каждой компании потери от непроизведенных товаров и услуг будут своими, но они будут. Сокращение времени найма – позволяет больше заработать.

— В своем выступлении вы говорили о том, что все ждут осени, когда станет понятно, как изменится рынок. Этот сценарий безальтернативный?

— Вариант, что к осени все иностранные компании, заявившие о своем уходе, наконец уйдут, закончатся сезонные работы, на рынке появится много свободной рабочей силы и работодатели смогут выбирать, кого захотят многим кажется логичным. Но альтернативные сценарии, конечно, есть. Многие иностранные компании, которые заявили о своем уходе, сейчас ищут возможность остаться, наладить поставки комплектующих по другим маршрутам и продолжить как-то работать. Нельзя исключать и снятия санкций, и запуска каких-то внутренних проектов, которые улучшат ситуацию.

Читать также