К чему готовиться калужским ресторанам

Глава из книги "Калуга. Купцы и кабаки"
К чему готовиться калужским ресторанам

Московские рестораны фиксируют провальное лето – в августе посещаемость снизилась на 11% к прошлому августу, когда ковидные ограничения (помните такие?) уже практические сняли. Часть рестораторов ждет восстановления к концу года, воспринимая происходящее как очередной кризис, который нужно преодолеть, и все снова станет как раньше. А станет ли? Свой ответ на этот вопрос, в книге «Калуга. Купцы и кабаки» дает владелец ресторанной сети Okunev Group Кирилл Окунев.

Недавно вышла в свет книга «Калуга. Купцы и кабаки», совместное историческое обозрение известного ресторатора Кирилла Окунева и главреда журнала ДопОфис Ивана Романова.

Как понятно из названия, книга рассказывает о некоторых ярких страницах из истории Калуги, через истории купцов и кабаков, в которых они любили веселиться. Однако, даёт место делам и событиям минувших дней, авторы обращаются и к современности, давая описание сегодняшней ситуации в общепите.

ДопОфис публикует выдержки из главы, посвященной прогнозу на будущее для всего ресторанного бизнеса Калуги и России.

К чему готовиться калужским ресторанам

Не факт, что события прошлого могут чему-то научить нас сегодняшних, но если это так, то давайте попробуем предста­вить, к чему нас приведут изменения, происходящие прямо сейчас.

Введенные против нашей страны санкции нанесли ущерб всей экономике, и общепит, конечно, не стал исключением. Находясь на пересечении интересов и возможностей разных слоев общества, сфера общественного питания напрямую за­висит и от уровня доходов граждан, и от развития новейших технологий, и от работы крупных компаний.

Кризис, вызванный небывалым внешним давлением на нашу страну, сейчас принято сравнивать с тем, что происходи­ло в России начала 90‑х годов. Это красивый и понятный всем образ, но нынешнюю ситуацию он описывает только отча­сти, скорее на эмоциональном уровне, чем на практическом.

 

Между тем, в том, как сегодня предстоит развиваться сфе­ре общественного питания, есть много процессов, никак не связанных с санкциями и торговыми ограничениями — они начались давно и их никто не отменял. А в истории Калуги при этом есть более подходящие сравнения для того, с чем мы столкнемся в ближайшее время.

На страницах этой книги крупными мазками дана история российского и калужского общепита: от времени его зарожде­ния до современности, и внимательный читатель заметил, что с течением времени роль едален в жизни общества менялась. Из сугубо утилитарного заведения для путешественников и прочих людей, не имеющих возможности отобедать дома, харчевни и кабаки перерастали то в корпоративные «клубы», как у извозчиков на Облупской улице или купцов и плотого­нов на набережной, то в увеселительные или чисто питейные места, как «винные выставки» для крестьян.

Ставшие в одно время главным местом деловой жизни, купеческие кабаки уступили место ресторанам на зарубежный манер, где все те же купцы уже не зарабатывали капиталы, а тратили их.

В разные годы на первый план выходила то развлекатель­ная, то гастрономическая, то социальная функция общепита. Потом настал период, когда разнообразие форм и форматов заведений общественного питания стало так велико, что обы­ватели, в том числе и калужские, получили небывалый в исто­рической перспективе выбор: любое заведение, для любого досуга. Все кухни мира, фастфуд, авторская кухня, клубы, кафе и антикафе. Изобилие — как на знаменитых калужских торгах и ярмарках в XVII–XIX веков. И как закончилась купеческая Калуга, закончится и современный калужский общепит.

Пережив строгие ограничения на работу в период пан­демии, владельцы ресторанов и баров смотрят в будущее с неувядаемым оптимизмом. «Люди соскучились, люди хотят снова ходить в бары, самое трудное уже позади!» Так обнаде­живали себя многие. А когда выяснилось, что и после снятия самых жестких ограничений посетителей в заведениях ста­ло заметно меньше, чем до пандемии, пустили в ход другие оправдания: «Просто сейчас не сезон, все еще боятся вируса, нужно больше вложить в рекламу» и так далее.

А дело на самом деле в том, что модель потребления услов­ного «ресторанного продукта» изменилась и пока мы этого не признаем, мы будем походить на калужских купцов, не обра­щавших внимания на строительство железной дороги, кото­рая в итоге окончательно уничтожил это некогда всесильное сословие.

Во время жестких ограничений на торговлю и самоизоля­ции люди поняли, что вполне комфортно могут есть каче­ственную ресторанную еду и дома, в домашней одежде, под любимый сериал и не неся никаких сопутствующих расходов, типа такси или чаевых. В сочетании с заметным снижением покупательской способности многих жителей России, поход в ресторан или кафе стал если ни роскошью, то чем-то совсем не обязательным.

И если уж семья или компания друзей решили собрать­ся в ресторане или кафе, им для этого нужен некий повод. И теперь рестораны должны подобный повод предлагать. Мы хотим увидеть шоу, хотим, чтобы само заведение становилось поводом для обсуждения за столом. Театрализованная подача блюд, коллективное поздравление гостей с днем рождения, необычная сервировка, вовлечение гостей в процесс приго­товления — все это теперь часть работы многих заведений. И, кстати, инструмент рекламы — о таких фишках рассказы­вают друзьям. А раньше даже выкладывали в запрещенную в России социальную сеть, ориентированную, на визуальный контент.

РЕСТОРАН НА ВЫНОС

Если раньше человек становился гостем ресторана, то те­перь сам ресторан ходит в гости. Нам всем придется принять реальность, где и владелец, и шеф, и управляющие больше смотрят на доставку, чем на зал. Потому что в доставке кли­ентов больше.

Необходимость упаковывать блюда для перевозки курье­ром накладывает большие ограничения на меню. Красивую ресторанную подачу теперь нужно уместить в бокс и поло­жить в красивый пакет. Само блюдо должно быть приготов­лено так, чтобы оно могло доехать до клиента, не потеряв формы и вкуса.

Все более или менее знают, как сделать это с пиццей, а с блюдами посложнее начинаются настоящие проблемы.

Ресторанная кухня начинает все больше работать мимо зала, сразу на доставку, а значит, все меньше напоминает мастерскую художника высокой кухни и все больше — про­изводственный конвейер. А это другая организация рабочих мест, другие производственные процессы, другие требования к персоналу. Многие предпочитают отвернуться от подобных мыслей и это понятно. Ты долго строил правильную кухню, перебирал планировки, долго подбирал коллектив професси­оналов — словом, строил ресторан — это совсем недавно было принято во всем мире, а теперь вдруг все нужно переделывать на корню.

По всему миру, и в нашей стране в том числе, все больше набирают обороты проекты в формате dark kitchen. Эти тем­ные кухни, по сути — рестораны без зала, работающие только на доставку. Они лишены издержек, связанных с ремонтом, дизайном, встречей гостей и тому подобным. Там возможен совсем другой подход к подбору персонала, маркетингу, ре­кламе и вообще всему.

Неожиданно для многих в такой устоявшейся и в чем-то консервативной отрасли, как общественное питание, появил­ся новый сегмент, если не новый вид бизнеса.

В этой книге мы рассказывали, как в 70‑е в Калуге, следуя всесоюзному тренду, открылась фабрика-кухня выпускавшая полугото­вую еду для домашнего употребления. Такие фабрики, пусть и формально, вступили в конкуренцию с столовыми, где тоже можно было взять еду на вынос, но они закрывали только часть потребностей людей, не конкурируя с местами для встреч и развлечения — ресторанами, кафе и барами.

Dark kitchen же бьет по отрасли в целом, поскольку по­требность в досуге почти полностью закрывают онлайн-кинотеатры и разного рода виртуальные вселенные. Так что современное состояние рестораторов уместнее сравнивать с тем, в котором оказались калужские купцы, владевшие по­лотняными мануфактурами в середине XIX века. Внезапно оказалось, что весь остальной мир, и даже Москва, перешли на паровые ткацкие станки, способные выдавать совершенно новые типы тканей, а в Калуге все еще пользуются деревян­ными станками с ручным приводом.

Даже если владелец бизнеса понимает необходимость перемен, изменить он может далеко не все. Да, первый шок от санкций заставил многие крупные банки и IT-компании притормозить инвестиции в свои сервисы доставки готовой еды и магазинных продуктов. Но само явление никуда не де­лось — рынок общепита с доставкой на дом делят между собой несколько крупных игроков, и даже очень профессиональный региональный общепит сможет противостоять им только до определенного момента. У них просто больше денег.

В Калуге удивительно много интересных ресторанных про­ектов, талантливых поваров и управленцев, понимающих, как много тонкостей нужно учесть, чтобы заведение состо­ялось. Но мы — тонкие ремесленники в мире, где нарастает массовое производство. И нужно либо самим превращаться в гигантов — современная история России знает примеры развития региональных стартапов до мировых высот, либо встраиваться в производственные цепочки уже существу­ющих брендов, либо становиться продуктом для избран­ных — тонких ценителей, которым претят товары широкого потребления.

Последний путь — самый соблазнительный. Поскольку не предполагает радикального переустройства — просто продол­жай улучшать свой бар, ресторан, или пиццерию — выдавай качество и твой клиент будет всегда с тобой. Так в Калуге долгие годы работал универсальный магазин Капырина, где долгие годы продавались заграничные вина, деликатесы, чаи и прочие «колониальные товары». Но в условиях экономи­ческого кризиса начала XX века универмаг довольно быстро остался без постоянных клиентов. А ведь и товар был хоро­ший, и владелец умел дела вести.

(…)

Может показаться, что мы завершаем книгу на минорной ноте. Это не так. Помимо историй из жизни калужского ку­печества на страницах нашего скромного исследования есть и удивительные истории о выживании в, казалось бы, безвы­ходной ситуации. Когда в 1812 году Калуге грозило разоре­ние — умелое управление и напряжение всех общественных сил привело не только к спасению, но и серьезно упрочило положение всей русской армии. А ведь весной того года ни­кто не думал, что уже к осени небольшой купеческий городок станет знаковым в истории двух Империй.

Тогда многие боялись, что все пропало, а некоторые и надеялись на это, но и те, и другие оказались посрамле­ны — история пошла своим путем. И если эта книга и может чему-то научить нас теперешних, так только тому, что все когда-нибудь заканчивается. И все, чего мы сегодня боимся, тоже когда-нибудь закончится.

Читать также