Обратно в разработку. Как копирование иностранной техники поможет российской промышленности

Обратно в разработку. Как копирование иностранной техники поможет российской промышленности

В этом году стало ясно, что ипортозамещение, об успехах которого много лет рапортовали государственные СМИ, на практике даже не начиналось. И если в данной ситуации можно найти какие-то плюсы, то один из них, очевидно, в том, что теперь мы выяснили, что именно столько лет тормозило отечественную инженерную мысль и мешало серийному производству сложных изделий – патентное право. Теперь же обратная разработка иностранного оборудования дала возможность отечественной промышленности по-настоящему импортозаместить все иностранное.

О том, что такое обратная разработка, и какие препятствия стоят у нее на пути, ДопОфис поговорил с Александром Матвеевым, руководителем проектов компании «3D-контроль» — одного из главных в России поставщиков измерительного оборудования.

«3D-контроль» вырос из команды, работавшей в инжиниринговом центе словацкой компании NMS, специализирующейся на бесконтактном измерении в промышленности. Однако со временем европейские партнеры совершенно потеряли интерес к развитию российского направления и вышли из дела. Бывшие сотрудники инжинирингового центра открыли собственный бизнес, имея на руках всего одну измерительную станцию.

В России не так много компаний, комплексно поставляющих бесконтактное измерительное оборудование на производства. Всего 6-7 компаний, и у большинства есть некая специализация. 3D-контроль, в силу расположения, специализируется на автозаводах. Команда 3D-контроля устанавливала измеряющее оборудование на большинстве автозаводов страны: Фольксваген, Мерседес, АвтоВАЗ, Haval, ПСМА и т.д.

— Если на заводах Mercedes и АвтоВАЗа стоит одно и то же оборудование, почему их продукция так сильно отличается?

— Скорее всего, дело в конструкции, – объясняет Александр. — Есть завод в Ульяновске, где льют блоки цилиндров для Фольксвагена и АвтоВАЗа – оборудование одинаковое, материалы одинаковые, делают одни и те же люди. Отличается только конструкция.

— Так значит, условный завод Фольксваген в Калуге можно запустить, восстановив цепочки поставок от отечественных производителей?

Насколько я могу судить, главная проблема там в электронных компонентах, производство которых в России не локализовано. Если заменить электронные составляющие, то некие неофициальные копии автомобилей Фольксваген выпускать вполне возможно. Но такое маловероятно – здесь ведь еще и масса политических моментов.

— Сейчас в России остановлены почти все автоконвейеры, это угроза для вашего бизнеса?

— Вместо заказов от автопрома у нас сейчас идут заказы от оборонного комплекса – это, во-первых. Во-вторых, автопром тоже никуда не денется. Мы все видим, что люди в нашей стране покупают автомобили, не смотря на цены – сколько бы они ни росли – все равно берут. Уже сейчас есть проекты по переустройству остановленных заводов под китайские модели, так что и это направление деятельности у нас остается. А в-третьих, сейчас появился новый, быстрорастущий рынок обратной разработки.

Обратно в разработку. Как копирование иностранной техники поможет российской промышленности

Обратная разработка

Реверс-инжиниринг (обратная разработка, обратный инжиниринг, или, кратко, реверсинг; от англ. reverse engineering) – это исследование некоторого устройства или программы, а также документации на них, с целью понять принцип работы и воспроизвести это устройство, программу, но без копирования как такового. Ну или с копированием.

Технически обратная разработка механической детали или узла представляет собой сканирование с помощью 3D-сканера – как правило, это такая механическая рука с несколькими суставами и лазерным сканером (похожим на инфракрасный сканер, которым иногда пользуются кассиры). Оператор водит сканером по поверхности детали, а программа обрабатывает поступающую информацию и создает BiM-модель, которую можно применить, загрузив в 3D-принтер или токарный станок.

Обратно в разработку. Как копирование иностранной техники поможет российской промышленности

Отсканировать и создать модель можно для объектов самых разных габаритов, от мельчайшего винтика, до целого дома. Правда, долгое время это было не совсем законно.

— Реверс-инжиниринг применялся в нашей стране и раньше, просто это старались не афишировать, поскольку второе название этого названия – промышленный шпионаж. Сейчас это название ушло. Поначалу, весной, когда вышел указ, все немного осторожничали, на выставках, нас расспрашивали, заходя из далека. Сейчас спрашивают прямо.  Крупные компании сразу включили обратную разработку на полную катушку – нужно все: турбины, насосы, компрессоры.

6 марта вышло постановление Правительства, обнуляющего выплаты правообладателям из недружественных стран. В нашей стране действует принудительное лицензирование, т.е. предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности, помимо воли законного правообладателя. Недавно Правительство РФ внесло изменения в методику определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю, при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия. Согласно новой методике, патентообладатели из недружественных стран получают ровно 0% от фактической выручки, при реализации в России запатентованного ими устройства.

Да, все, что произведено в странах, поддерживающих антироссийские санкции, можно копировать и запускать в производство. Наказывать не станут.

Обратно в разработку. Как копирование иностранной техники поможет российской промышленности

— На самом деле, первыми сообразили, что делать, торговые компании, которым нужно было как-то импортозамещать детали и запчасти, которые они возили из-за рубежа. Они стали заказывать обратную разработку и, получив готовую модель, искали производителя. Например, оказалось, что в России большая проблема с банкоматами. Раньше их возили из США, а когда началось все, что началось, буквально через две недели к нам обратилась компания, которая их возила. «Мы чувствуем, что дело принимает серьезный оборот, вот есть такой банкомат и нам срочно нужно произвести его аналог». Мы его отсканировали, создали модель, и они на основе этой модели создали собственную оригинальную конструкцию. В ближайшее время Правительство должно решить, будут ли они помогать банковской отрасли закупить банкоматы в Китае, или закажут у отечественного производителя. Я думаю, наши клиенты вовремя среагировали.

Обратно в разработку. Как копирование иностранной техники поможет российской промышленности

Николай Ботин, ОбнинскСтальПроект
— Один из заказчиков поставил перед нами задачу, перенести с одного места на другое большой спортивный объект. Перенос будет стоить в разы дешевле возведения нового. При этом мы столкнулись с проблемой того, что у заказчика отсутствует проектная документация, которая помогла бы на составить представление о том, какие элементы применены в конструкции и в принципе о геометрии объекта. То есть мы не могли произвести расчеты и составить планы работы для демонтажа и последующего монтажа. В общем, полный спектр проблем, с которыми можно было столкнуться. И мы решили воспользоваться услугой 3D-сканирования каркасов зданий. Коллеги, используя оборудование, снимут текущее положение элементов каркаса, давая его габариты, высотное положение и т.д. Все это переводится в объемную 3D модель, с которой мы уже работаем, размечая ее на отдельные блоки взаимодействия, размечая конструкции, которые будут поддерживать каркас во время демонтажа, добавляем какие-то новые элементы на замену пришедшим в негодность.

Сначала докажи

Отечественному производителю придется преодолеть скептицизм крупных российских заказчиков, которые годами работали с иностранным оборудованием. Добывающая, трубопроводная, нефтехимическая промышленность и энергетика ни одно десятилетие закупали оборудование за рубежом, будучи в предубеждении, что в России ничего толкового придумать не могут.

— Несколько лет назад, когда начались первые проблемы с иностранными комплектующими, мы выполнили заказа по обратной разработке газовой турбины фирмы Siemens. Заказчиком выступала российская компания, к которой обратилась крупная нефтехимическая компания – сделайте нам аналог, чтобы не отправлять ее за границу на ремонт каждый раз, когда она сломается. У нашего заказчика была турбина собственной разработки, лишенная недостатков турбины Siemens – дело в чистоте газа – но нефтехимический гигант от отечественной разработки отказался наотрез. Делайте копию. И только когда наш заказчик начал производство полного аналога, доказал, что может это делать, его собственные разработки наконец вызвали интерес в отрасли. 

При этом есть и обратные примеры, когда компании, от которых заказчики и рынок ждут активных действий, сами, осознанно, отказываются от конкурентных преимуществ.

— Нельзя сказать, что мы завалены проектами по обратному проектированию, но есть несколько очень крупных проектов. Повторюсь, сейчас активнее всего здесь действуют компании, торговавшие иностранными запчастями – для них мы делаем модели и иногда помогаем в поиске компаний, которые могли бы эти запчасти производить. Мы здесь выступаем промежуточным звеном между заказчиком и исполнителем и такая ситуации не всегда удобна – ведь на самом деле заказчику нужна не наша модель, а готовая деталь. Поэтому, параллельно с реверс-инжинирингом этим, мы продаем сканирующее оборудование и обучаем работе с ним, чтобы производственники могли сами выполнять весь цикл работ. Однако здесь мы часто натыкаемся на нежелание многих наших заводов развиваться и обрастать новыми перспективными направлениями. Есть заводы, где руководство даже бесплатную презентацию посмотреть отказывается. Странно видеть, как компании отказываются от конкурентного преимущества.

Центр аддитивных технологий

Спрос на замещение импортных запчастей и агрегатов неизбежно сменится спросом на зачасти для ремонта вышедшей из строя иностранной техники. И в России уже есть пример того, как крупные компании и отдельные регионы научились эту проблему решать – центры аддитивных технологий. Они уже есть у Газпрома, Росатома, Ростеха, на уровне региона реализованы в Краснодарском крае.  Суть этих центров в том, что они объединяют обратную разработку с мелкосерийным производством, что позволяет сэкономить на ремонте иностранной техники с одной стороны, и быстрее выводить в серию отечественные разработки — с другой.

У компании «3D-контроль» есть проект такого центра для Калужской области, но, при всей его очевидной полезности, финансирования он пока еще не снискал.

— Благодаря государственной поддержке и инвестициям в 3D-печать, центр аддитивных технологий Краснодарского края оказывает своим предприятиям помощь в ремонте, за чисто символические деньги. У нас есть почти все, для того чтобы реализовать такой проект в Калужской области. Потребность в обратной разработке в нашей стране будет только расти, и чем раньше мы наладим кооперацию в этой сфере, тем проще для нас всех будет переход к очередной экономической реальности.

Читать также