Сегодня оценочная деятельность — это неотъемлемая часть сложно механизма российской экономики. Без оценки нельзя взять ипотеку, или кредит на развитие бизнеса, поделить компанию между партнерами, или привлечь нового инвестора. Оценщики помогают всему российскому бизнесу контролировать риски и планировать развитие.
Но в России этому направлению всего 30 лет. В это трудно поверить, но в самом начале 90-х это направление экономической науки было создано с нуля усилиями нескольких энтузиастов. Один из которых — Марина Алексеевна Федотова. Она первой в нашей стране защитила докторскую диссертацию, посвященную оценочной деятельности, и в 1996 году возглавила соответствующую кафедру Финансовой академии при Правительстве РФ. По учебникам Федотовой учились все российские оценщики.
Марина Алексеевна Федотова
Заместитель научного руководителя Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, президент Саморегулируемой межрегиональной организации оценщиков.
— Как получилось что вы стали автором первой диссертации по оценочной деятельности?
— Сначала я планировала писать диссертацию на тему устойчивости предприятия в условиях инфляции. Это была актуальная тема, в этот период в экономике нашей страны была очень высокая турбулентность и неопределенность. И вот занимаясь этой темой я познакомилась с Игорем Львовичем Артеменковым, который в то время как раз регистрировал Российское общество оценщиков. Вместе мы стали готовить первые в России семинары – сначала, по оценке недвижимости, а потом и по оценке бизнеса. И в процессе этой работы я несколько изменила тему своей диссертации, ведь оценка финансовой устойчивости — это первый шаг при оценке бизнеса в целом. Получилось, что на данную тему я вышла сама, но в процессе общения с коллегами смогла ее расширить. Мы стали изучать зарубежный опыт подготовки и работы оценщиков, ездили в США, Великобританию, Францию, Германию, особо изучали опыт стран Восточной Европы. Ведь в России первый этап приватизации проходил без оценки имущества, для проведения торгов использовалась балансовая стоимость, которая не показывает реальную ценность активов, а в странах Восточной Европы сначала подготовили специалистов по оценке, а потом стали проводить приватизацию. Нам удалось перенять этот опыт и в дальнейшем приватизация проходила после квалифицированной оценки. Эти подходы стали использоваться при реструктуризации российского крупного бизнеса. В частности, серьезный шаг в развитии методологии оценочной деятельности был сделан при реструктуризации ряда крупных компаний России, когда энергетическая отрасль страны была преобразована через деление одной большой структуры. Разработанные подходы успешно используются и сейчас при реструктуризации бизнеса.
В конце 90-х я проходила стажировку в инвестиционном банке Чикаго и была очень удивлена, когда мне сказали, что ни один крупный кредит там не выдается без предварительной оценки бизнеса. Тогда мне казалось, что в нашей стране такое вряд ли возможно, но теперь все крупные банки используют оценку при кредитовании бизнеса.
— Получается, что Российская методология оценочной деятельности – это результат обобщения опыта разных стран, насколько самобытной она получилась? Можно сформулировать чем оценочная деятельность в России отличается от таковой, например, в США?
— Методологии в целом схожи, поскольку цель оценочной деятельности везде одинакова и отличия, скорее, стоит искать в инструментарии. У нас разные стандарты финансовой отчетности, хотя многие крупные российские компании перешли на международные стандарты, но даже они все еще используют отечественную систему. Второе, очень существенное отличие, связанно с информационной базой. В развитых странах со стабильной экономикой набирается большой массив данных, которые можно использовать для выбора аналогов или расчёта капитализации, или ставки дисконтирования, есть сборники документов, которые определяют затраты. У нас составлением таких сборников занимаются, в частности, профессор Лейфер Лев Абрамович из Нижнего Новгорода, Табакова Светлана Алексеевна и Грибовский Сергей Викторович из Санкт-Петербурга. Сложнее идет процесс создания и обновления информационных баз для оценки бизнеса. Пожалуй, самой развитой такой системой сейчас является СПАРК, но, когда мы могли дополнять эти данные информацией из, например, Bloombergа, картина была более широкой. Третье отличие связано с тем, что сейчас в нашей экономике снова наступил период турбулентности – весной 2022-го года практически невозможно было использовать мультипликаторы, вся информационная база «поплыла», нельзя было использовать сравнительный анализ поскольку сравнить один бизнес с другим было очень трудно поскольку проблемы были у всех независимо от сферы деятельности. Сейчас наметилась тенденция к тому, что к старым критериям можно осторожно возвращаться, но очевидно, что должны появиться и новые критерии в оценке финансовой устойчивости предприятия, связанные с текущей экономической ситуацией.
— Российскому обществу оценщиков исполнилось 30 лет. Отрасль, возникшая в стране с нуля, стала неотъемлемой частью экономических процессов в стране. Куда дальше? В каком направлении должна развиваться оценочная деятельность?
— Оценочная деятельность, действительно, часть экономики, и мы не можем развиваться отдельно. Например, при массовой оценке объектов недвижимости уже давно применяется BigData и многие процессы здесь автоматизированы. Нейросети и машинное обучение могут стать мощным инструментом в руках оценщиков, так что это перспективное направление. С другой стороны, в условиях неопределенности в экономике, в действиях и заемщиков, и кредиторов усиливаются поведенческие аспекты. И включение в работу теории поведенческих финансов – это еще одно направление развития оценочной деятельности. Еще одна перспектива, которую вижу – построение нового пространственного каркаса нашей страны. В регионы приходят большие инвестиции и нужна специализированная оценка региональных инвестиционных проектов – у этого направления есть большие перспективы.
— Что самое приятное в работе оценщика?
— Это профессия, которая заставляет постоянно думать. Неправы те оценщики, которые идут по пути шаблонных отчетов. Это не интересно и, в конечном счете, не профессионально, поскольку не дает точной оценки. Мы должны учитывать множество неочевидных факторов, прогнозировать риски, видеть уязвимости и возможности компании, которую оцениваем. Это, в определенной степени, творческий процесс, заставляющий думать. Это требует фундаментальных знаний в разных областях, учете специфики отрасли и т.д. В этом смысле интересная работа была проделана в Школе корпоративных финансов Сбербанка, которую возглавила наша выпускница Ольга Щербакова: они выпустили ряд методических пособий, в которых рассказали о специфике оценки бизнеса в зависимости от отрасли – телеком, промышленность, добыча полезных ископаемых. Такие работы, в числе прочего, доказывают, что каждый бизнес уникален и оценивать его по общему шаблону неправильно – оценка должна эту уникальность показать.