Тревога и огонь. Как телефонные мошенники манипулируют людьми

Тревога и огонь. Как телефонные мошенники манипулируют людьми

Буквально за неделю в России произошел всплеск попыток поджечь военкоматы — 31 случай по всей стране. И каждый раз виновными оказывались пожилые люди, введенные в заблуждение телефонными мошенниками. Попав под влияние, они сначала расставались с деньгами, а потом шли на технически непростое преступление, которое могло привести к человеческим жертвам, ни разу не усомнившись в правильности и адекватности таких действий.

ДопОфис попросил клинического психолога Ивана Давыдова, объяснить, что это такое и как можно уберечь от такого влияния себя и близких.

Тревога и огонь. Как телефонные мошенники манипулируют людьмиИван Давыдов, клинический психолог. Автор тг-канала «Психолог Ильич»

— Здесь важно не питать иллюзий – жертвой таких мошенников может стать каждый, если к нему подберут ключик. Обычно этот диалог строится по одному шаблону. Первый пункт – напугать. Все знают про сотрудников службы безопасности банков, которые пугают потерей денег, сейчас они часто представляются сотрудниками правоохранительных органов и сразу в чем-то обвиняют. Мы все побаиваемся общаться с правоохранительными органами и большинство людей от грубого обращения и обвинений стушуются – это нормально. Особенно люди пожилые. Дальше обязательно будут три вопроса, на которые жертва должна ответить «Да». Это старый прием, но он работает – мошенникам нужно чтобы с ними начали соглашаться. «Знаете ли вы этого человека? Он приходится вам родственником? Это номер вашей карты?» После чего обязательно будет момент, когда мошенники заставляют человека оправдываться: «На вас написали заявление, что вы присвоили себе чужие деньги!» И вот смешав страх и чувство вины, мошенники предлагают некий «выход» — провоцируют человека на нужные им действия: перевести деньги на безопасный счет или изготовить «коктейль Молотова».

И еще один момент, который все должны понимать. Нынешняя волна мошеннических звонков от имени «службы безопасности банка» — это не фокусы и не какой-то развод на удачу. Разработкой шаблонов для звонящих занимаются профессиональные психологи, работающие по лучшим стандартам инфобизнеса. Например, можно заметить, как они обкатывают гипотезы. Некоторое время назад они пробовали изолировать жертв, чтобы те, после совершения нужной им операции, отключали телефон и начинали скрываться от родных. Поджоги – новая гипотеза. Будут новые гипотезы и сценарии, они так же будут обзванивать десятки тысяч, чтобы найти десяток тех, кто откликнется на их манипуляции.

— Кто к этому наиболее склонен? Кто в зоне риска?

— Это люди с очень высоким состоянием тревоги, это люди, которые в этом состоянии склонны к действиям и, как правило одинокие, или одиноко проживающие, то есть лишенные постоянного контакта с другими людьми и возможности быстро посоветоваться или поделиться страхом. Чаще всего под эти критерии подходят пожилые люди, но, повторюсь, зацепить можно любого.

— Как от этого защититься?

— Здесь все как с игрой в наперстки на привокзальной площади – есть только один надежный способ выиграть – не вступать в игру. Как только вы начали играть с мошенниками по их правилам – вы проиграли. Так что правило простое – бросайте трубку. Настоящие полицейские, если им это будет нужно, вызовут вас повесткой, они не станут решать вопросы по телефону и уж тем более давать какие-то задания. Банкиры тоже стремятся к тому, чтобы все вопросы решались через приложения или путем самостоятельного обращения человека в банк. Как правило они просто блокируют любую сомнительную транзакцию или карту, и клиент должен сам разбираться. Если вас зацепили, вы чувствуете, что сомневаетесь, появилась мысль: «а вдруг правда?», спросите у собеседника: «Чей Крым?» или что-нибудь в этом роде, как правило, сразу становится ясно, настоящий полицейский вам звонит или нет.  Но, повторюсь, лучше в игры не вступать и при малейшем подозрении бросать трубку.

Советы тем, кто хочет обезопасить своих родственников от мошенников.

  1. Объясните родственникам, какую опасность представляют телефонные мошенники. Расскажите про психологические приемы, применяемые мошенниками. Дайте прочесть эту статью)
  2. Договоритесь советоваться по поводу крупных покупок и операций с банковскими вкладами.
  3. Постарайтесь снизить уровень тревожности. Объясните основы цифровой гигиены: ограниченное время потребления новостей, минимальное число источников и критическое отношение вообще к любым новостям.
  4. Подключите услугу «Антиспам» — большинство мобильных операторов предлагает такую услугу и у некоторых есть возможность настроить полное отсечение всех подозрительных номеров. Также, некоторые голосовые помощники обладают функцией приема звонков с неизвестных номеров и расшифровки таких разговоров в текст которые можно прочитать в мессенджере. Перед установкой такого нужно получить согласие родственника, но это может стать системой оповещения о том, что близкого вам человека атакуют мошенники.
  5. Будьте бдительны!

Читать также