Готовясь встретить 2019 год, Допофис вспоминает о главных экономических событиях и явлениях уходящего 2018 года. Бензин, НДС, запрет доллара и многое другое.
Санкции
Новыми санкциями нас пугали весь год и запугали так, что, кажется, никто уже не боится. Еще в январе Минфин США опубликовал «кремлевский доклад», в котором перечислил 114 российских политиков и 98 олигархов. Все они, по мнению Минфина США, плохие и как-то связаны с коррупцией. Однако, в итоге санкции были введены только против 7 олигархов и 17 чиновников.
Настоящие санкции против России, т.н. «первый пакет Скрипалей» вступили в силу 27 августа. Основанием для них стали, обвинения в адрес Москвы в применении химического оружия в известном своими готическими шпилями, английском городе Солсбери.
Эти санкции, запрещают любую помощь Москве со стороны Вашингтона. Исключение может составить срочная гуманитарная поддержка, продукты питания, сельскохозяйственные товары.
Также, США прекратили лицензирование российских госкомпаний на экспорт оружия и продукции двойного назначения. Здесь тоже есть исключения — товары, необходимые для сотрудничества в космосе и обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. Еще одним пунктом нового пакета стал отказ в кредитовании со стороны любой американской организации.
Второй пакет должны были принять в ноябре, но не приняли. Вроде бы перенесли на 2019. Что именно будет во втором пакете до конца не ясно, но пугают знатно.
Дедолларизация
Процесс избавления от доллара, как мы уже писали, протекал в нашей экономике уже давно, но широкая общественность узнала об этом сложнопроизносимом термине только после неосторожных высказываний главы ВТБ Андрея Костина. Заявления были настолько неосторожными, что народ массово бросился забирать доллары из банков. Только в августе частные лица и компании вывели из российских банков 6,4 млрд. долларов.
Чтобы остановить отток средств и вернуть то, что россияне успели снять, банки стали повышать ставки по краткосрочным депозитам. Долгосрочных депозитов повышение ставок не коснулось, потому что в перспективе это привело бы к удорожанию валютного портфеля банков, так как им бы пришлось начислять большие проценты в течение долгого времени. Однако владельцы длинных вкладов, похоже, испортили банкирам всю затею — перевели свои сбережения на краткосрочные депозиты, где процент больше. За октябрь россияне перевели с долгосрочных валютных банковских вкладов на краткосрочные депозиты 4,5 млрд долларов. Теперь банкам придется платить большой процент на большую сумму.
Повышение пенсионного возраста
Самым обсуждаемым событием года, безусловно, стало повышение пенсионного возраста. Готовить почву начали еще в январе, но внесение законопроекта в Госдуму все равно стало неожиданностью. Несколько месяцев народ ждал, что Путин не подпишет, но он все-таки подписал. В несколько смягченном варианте, чем предлагала Нижняя палата, но факт остается фактом. Теперь мужчины будут работать до 65 лет, а женщины — до 60.
Вместе с повышением в оборот вошел термин «предпенсионер» — это человек, которому до выхода пенсию осталось всего пять лет. Таким людям нельзя отказывать в приеме на работу из-за возраста и довольно трудно уволить.
Реформа сильно подорвала веру населения в сколь-нибудь стабильное будущее и поставило перед многими вопрос: как вообще до этой пенсии дожить?
Чемпионат мира по футболу
Праздник, в реальность которого никто не верил, пока он не закончился. Такого всплеска любви к России мы не видели давно. А уж такой любви к своей сборной по футболу россияне точно не испытывали никогда. Игорь-Игорь Акинфеев ХЭЙ! ХЭЙ!
Что же до экономической составляющей, то на Чемпионатах мира по футболу как-то не принято зарабатывать. По крайней мере, это давно никому не удавалось. А вот России, вроде бы, удалось.
Государство потратило на проведение и подготовку ЧМ-2018 683 млрд. рублей, а вклад в экономику, сделанный пятью миллионами туристов, по оценке Ассоциации туроператоров России — 876 млрд. Но обе эти цифры, на самом деле, просто прикидки. Конкретных сумм никто не знает.
В Калуге основными благоприобретателями Чемпионата похоже стали калужские бары.
Цены на бензин
Для того чтобы предсказывать, что будет с ценами на бензин в России, не нужно никакого экономического образования. Цены растут каждый год. Но в 2018 это было особенно заметно. Только за первую половину 2018 года цены на автомобильный бензин выросли на 7,2%. Причем, переломным стал май — в этом месяце рост составил — 5,6%, по сравнению с апрелем. Цены производителей бензина за первое полугодие на 21,2%, а в мае — на 18,7%. Угадайте, почему именно в мае?
К октябрю индекс потребительских цен на бензин составил 100,4% (за период с начала года — 109,3%), индекс цен производителей) — 105,0% (за период с начала года — 132,4%).
Правительство пыталось договориться с нефтяниками и производителями бензина о заморозке цен или ограничении их роста уровнем инфляции. И договорилось, но это не сильно помогло.
Рост продолжится и дальше потому, что именно в этом и заключается налоговый маневр в нефтяной отрасли. С 1 января 2019 года акцизы на бензин в России вырастут с 8,213 тысячи до 12,374 тысячи рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5,665 тысячи до 8,541 тысячи рублей за тонну. Кроме того, с 1 января повышаются ставки НДС (с 18 до 20%) и налога на добычу полезных ископаемых.
В рамках завершения налогового маневра, в нефтяной отрасли с 2019 по 2024 год будет обнулена экспортная пошлина на нефть, при одновременном увеличении НДПИ. Снижение пошлин приведет к росту цен на сырую нефть для нефтеперерабатывающих заводов и, как следствие, розничных цен на бензин.
Справедливости ради нужно отметить, что в России, относительно других европейских государств, бензин не так уж и дорог. А в Калужской области, по данным Росстата на октябрь, вообще самый дешевый бензин в ЦФО.
Повышение НДС
Налог на добавленную стоимость с 1 января повысится с 18 до 20%. Государству очень нужны деньги на выполнение новых майских указов Президента. Изначально было два варианта того, где можно эти деньги взять:
- Повысить налоги.
- Изменить бюджетное правило, согласно которому Минфин изымает изэкономики все деньги, полученные ввиде налогов от нефтяных компаний, в случае, если цена за баррель выше 40 долларов. Изъятые деньги лежат в суверенных фондах и ждут «черного дня». В кризисном 2008-м году суверенные фонды потратили на поддержку банков буквально за пару месяцев.
Второй вариант отбросили.
О том, как повышение НДС скажется на ценах, говорено уже много, но пока мы не увидим ценники — истины не узнаем. А вот что можно спрогнозировать совершенно точно — так это головную боль у бухгалтеров. Специально для них мы подготовили короткую памятку. Если сами не разберетесь, звоните в ДопОфис.