Министерство экономического развития ухудшило макроэкономический прогноз на 2020 год. Все будет плохо, потому что во всем мире кризис и рецессия, рынок потребительского кредитования выходит из-под контроля, а национальные проекты все еще не работают.
Чтобы точно не промахнуться, Минэкономразвития традиционно выпускает несколько прогнозов. В былые времена, лет 10 назад, их, как правило, было три: «позитивный», «базовый» и «негативный». Сейчас только «базовый» и «консервативный», потому что поводов для позитива нет, а «консервативный» звучит приятнее.
Консервативный (негативный) прогноз выглядит так:
ВВП в 2020 году вырастет всего на 1,1% (в базовом сценарии — 1,7%), за пять лет до 2024 года — на 10,7% (в базовом сценарии — на 15,5%). За пять лет ВВП, по сравнению с базовым сценарием, потеряет 30,5 трлн рублей.
Реальные располагаемые доходы россиян к 2024 году вырастут на 8% (вместо 11% в базовом сценарии). В 2020 году рост должен составить 1,1%, к 2024-му — ускориться до 1,9%.
Среднегодовой курс доллара к рублю в 2020–2021 годах будет держаться в районе 69 рублей, к 2023 году превысит 70 рублей, а к 2024-му — 70,5 рубля (в базовом сценарии — 67,4 рубля).
Главной опасностью для экономики страны в прогнозе названо неуравновешенное положение потребительского кредитования.
Сценарий такой. Реальные доходы населения падают, что вынуждает население в ускоренном темпе брать кредиты. Это удерживает цены на высоком уровне, что, в свою очередь, заставляет Центробанк держать высокую ставку рефинансирования, что отрицательно влияет на стоимость ипотеки и корпоративного кредитования. Отсутствие легких кредитных денег у бизнеса не позволяет снижать цены и индексировать зарплаты, а отсутствие роста зарплат, на фоне роста цен, ведет к тому, что население тратит на выплату процентов по кредитам все большую часть реального дохода.
Долго так продолжаться не может. Согласно прогнозу Минэкономразвития, население перестанет брать кредиты уже в следующем году, что неизбежно приведет к падению потребительского спроса, которое добьет бизнес. Занавес!
Однако глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает, что, поскольку Центробанк ужесточает правила выдачи потребительских кредитов, резкой остановки потребительского кредитования не случится.
Зачем нужны эти прогнозы?
Данные из этих прогнозов учитываются при формировании бюджета страны. Если прогноз говорит о росте экономики и высоких ценах на углеводороды, государство увеличивает расходы, ну или начинает немного меньше экономить в некоторых областях. Если в прогнозе говорится, что все плохо, нефть никому не нужна, государство урезает расходы по всем (почти) статьям.
Страшная тайна
Большим изъяном всех экономических прогнозов является методология их составления. Она как бы отсутствует. Вернее, у каждого своя и строится, как правило, на экспертной оценке и мысленном продолжении линий на графиках.
Работники министерства или рейтингового агентства берут статистические данные в одну руку и план мероприятий в другую и размышляют примерно так: «Вот в сентябре произойдет событие X, оно должно повлиять на показатель Y. Как повлиять? Ну, пусть будет рост на 5%». Нет, конечно, есть еще математические модели, векторы, корреляции, отсечения крайних значений и т.д., но на практике они служат лишь для того, чтобы эксперту было на что смотреть.
Вот и Минэкономразвития сначала выпустили осторожно-оптимистический прогноз, потом увидели, что ситуация развивается от плохого к худшему, и выпустили столь же осторожный, но уже менее оптимистический прогноз. Если прогноз сбудется, они будут считаться хорошими специалистами, понимающими, как устроена экономика страны.
А делать они что-нибудь собираются?
Надеяться и верить. Собственно, главный шаг для преодоления кризиса уже сделан — запущенны национальные проекты. О том, как прошел «запуск» мы писали здесь. Теперь Минэкономразвития рассчитывает, на рост инвестиций. В прогнозе говорится, что к 2020 году они вырастут на 5%, а причиной этого послужат «снижение избыточных административных издержек бизнеса» и «восстановление доверия к правоохранительной и судебной системе».
И что теперь делать?
Оба сценария предполагают ослабление рубля и тем, кто работает с иностранными поставщиками, нужно к этому приготовиться. К тому же «среднегодовой курс» в 70 рублей за доллар, совершенно не исключает резких колебаний.
Независимо от сценария, бизнесу нужно подготовиться к снижению потребительского спроса, адаптировать позиционирование на рынке, оптимизировать структуру, расходы и систему налогообложения, искать новые подходы к удержанию клиентов. И не унывать.