Деньги есть, но их не тратят. Новый антирекорд правительства

Деньги есть, но их не тратят. Новый антирекорд правительства

Новости о том, что в экономике России достигнут очередной рекордно-низкий показатель, давно уже никого не впечатляют. Но тут особый случай. Оказалось, что государство не знает, что делать с деньгами, расходы бюджета РФ за первое полугодие 2019 года исполнены только на 42,5%.

Все шло по плану

НДС повышали для того, чтобы найти деньги на реализацию национальных проектов, которые в свою очередь должны были дать мощный толчок росту экономики страны. Денег собрали не то чтобы сильно больше, чем обычно, но точно больше, чем в прошлом году. За полгода общий объем доходов федерального бюджета увеличился, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, на 920,8 млрд рублей. Наибольший прирост доходов случился как раз по НДС, НДПИ, налогу на прибыль организаций и утилизационному сбору. В целом же федеральный бюджет исполнен с профицитом в сумме 1 565,8 млрд рублей.

Этой цифре, конечно, можно осторожно порадоваться, но не надо думать, что собранные деньги теперь же хлынут в экономику страны через госзаказы, контракты, крупные инфраструктурные проекты, и бизнес может как-то на этом подзаработать.

Оказались неготовы

В свежем отчете Счетной палаты РФ приводится пара интересных цифр, вот она:

1. 760,9 млрд рублей составил объем увеличения сводной росписи бюджета за счет остатков не использованных в 2018 году средств. Это деньги, которые государство в прошлом году не потратило на исполнение государственных контрактов.

2. 912,9 млрд рублей составил объем заблокированных лимитов бюджетных обязательств, это на 33,5 % больше аналогичного значения в 2018 году. Это деньги, которые государство не смогло потратить в прошлом году из-за того, что получатели бюджетных средств, в том числе в рамках федеральных инвестиционных программ, не смогли выполнить все условия, которые нужны для их получения.

Первая цифра говорит о том, что государственные контракты (общей суммой на 760,9 млрд рублей) либо не выполняются в срок, либо не выполняются вообще, либо за них просто никто не берется.

Вторая цифра говорит о том, что получатели бюджетных средств на местах не готовы к инвестиционной активности федерального центра — не могут подготовить проекты для ФАИП, составить документы, провести нужные конкурсные процедуры и т.д. Не осуществлялись расходы по 9 из 76 федеральных проектов. Расходы на закупку товаров (работ, услуг) в рамках нацпроектов составили лишь 9,3 %, на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации — 18,5 %. Не начато предоставление 60 из 100 субсидий юридическим лицам в объеме 70,4 млрд рублей.

Деньги есть, но их не тратят. Новый антирекорд правительства
Источник — Счетная палата РФ

 

А почему так?

Объективно говоря при старте больших проектов, всегда случаются проволочки. По нацпроекту БКАД (безопасные дороги), задержки с исполнением бюджета, очевидно, связаны с тем, что подрядчики не успевают закончить работы в оговоренные сроки — улицы Калуги, яркое и изрытое тому доказательство. К октябрю (помоги им, Господи!) как-нибудь закончат и бюджетные деньги хлынут им на счета. С комплексным планом модернизации инфраструктуры, вероятно — такая же проблема. Вопросы, затрагиваемые нацпроектом «Экология», требуют согласования колоссального количества документов. А вот с «Цифровой экономикой», кажется, просто никто не знает, что делать.

Объяснение задержек с исполнением расходов бюджета можно найти, но оправдания им нет. Ибо это прямой показатель низкого качества государственного планирования и взаимодействия внутри системы. Государство, оставаясь единственным источником денег в экономике страны, само же этот источник перекрывает, превращая разгон экономики в затормаживание.

Чтобы всегда оставаться в курсе ситуации в экономике, подпишитесь на ДопОфис в соцсетяхFacebook vk.com ЯндексДзен.

Читать также