Докатились. Сколько можно заработать на кикшаринге

Докатились. Сколько можно заработать на кикшаринге

Неожиданно длинные майские выходные дали калужанам возможность покататься на расставленных по городу электросамокатах. ДопОфис рассматривает бизнес-составляющую проекта.

 

Это называется кикшаринг (от англ. kick scooter — «самокат» и sharing — «совместное потребление») В Калуге запущен российской компанией Whoosh. Для использования нужно скачать приложение, отсканировать QR-код, внести 500 рублей залога, оплатить старт поездки и кататься по 5 рублей за минуту. Но в приложении сказано, что тариф может меняться – будьте бдительны.

Разве на этом можно заработать?

Кажется, можно. За 2019 год выручка юрлица Whoosh, согласно СПАРК, составила 68,7 млн рублей, прибыль — 25 млн. Получается, что рентабельность 30%. За 2020 год, по данным самой компании, выручка и прибыль скакнули в 15 раз — до 1 млрд и 375 млн рублей соответственно.

Рост объясняется популярностью сервиса у московских курьеров и, вызванной пандемией, модой на личный транспорт. Всего за прошлый год москвичи совершили 2 миллиона поездок, обезличенные данные о которых были переданы московскому Правительству.

Переживать о том, что Горупарва Калуги узнает, куда вы катались на электросамокате не стоит. В нашем городе цифровизацию до сих пор путают с электрификацией.

Чья это компания?

По легенде, основатель компании, а в ту пору топ-менеджер авиакомпании S7, Дмитрий Чуйко выходил из отеля в Сан-Франциско и увидел, как некий мужчина с помощью смартфона запускает одиноко стоящий самокат и уезжает. Дмитрия осенило!

И в общем не могло не осенить, ведь он попал на «скутергеддон» — конкурирующие кикшеринговые компании Bird и Lime просто засыпали Сан-Франциско своими самокатами. По этому поводу есть даже серия South Park.

Вскоре Дмитрий заразил своей идеей еще четверых топов из S7 Group. Сначала они рассчитывали, что запустят сервис в нерабочее время, но поняли, что так не получится. К тому же, внутри самой авиакомпании начались большие перемены. В общем будущими бизнес-партнерами Дмитрия Чуйко стали Егор Баяндин, тогда заместитель гендиректора S7 Travel Retail, Сергей Лаврентьев, до 2006 года — глава корпоративных продаж S7, а в 2018-м — президент оператора автобусных экскурсий City Sightseeing Russia, и Олег Журавлев, на тот момент руководитель внутреннего IT-интегратора в S7.

На запуск партнеры потратили свои деньги. В 2020-м году Whoosh запустился в Москве и Санкт-Петербурге с 1200 самокатами. Чтобы расширяться дальше, нужны были инвестиции. В сервис вложился закрытый паевой фонд «ВТБ АйПиО Фонд» и банк «Открытие». В феврале 2021-го. «Открытие» и фонд ВТБ в совокупности предоставили Whoosh $25 млн (около 1,9 млрд рублей).

Теперь Whoosh надеются отбить эти вложения за счет масштабной экспансии, под которую попала и Калуга.

Самокаты китайские?

Конечно. Правда, как уверяют в компании: и hard, и soft – собственная разработка. Основатели Whoosh много лет занимались созданием и внедрением в S7 IT-новинок и тут их опыт пригодился. IoT-контроллер (от англ. Internet of things — «интернет вещей») спроектировали отечественные инженеры, софт тоже написали у нас, но запустили все это в серию, конечно в Китае. Поначалу Whoosh использовала самокаты Xiaomi Mijia M365, позднее компания перешла на продукцию Ninebot.

Это просто развлечение – все по разу прокатятся и перестанут

Вполне возможно. Если в большом городе, типа Москвы, самокат может быть удобным средством поездки до метро, то в маленькой Калуге рентабельность поминутной аренды с большим залогом – не так очевидна. Зачастую, за те же деньги можно взять такси.

Впрочем, сервис работает недавно и судить о практике его использования еще рано.

Главная проблема

Инвестиционные аналитики (из того же банка «Открытие») считают, что микромобильность – устойчивый тренд. Начался он давно и в Китае, а бум, наблюдаемый сейчас на российских улицах – лишь отголосок. Настоящий взрыв на этом рынке случился в прошлом году, когда в США появились кикшеринги Bird и Lime. Первая уже через год с небольшим установила рекорд среди стартапов достигнув стоимости в 1 миллиард долларов. Lime повторила этот рекорд в течении недели.

Уже в 2018 году прокаты скутеров и велосипедов от Lime распространились по 5 континентам, а арендовали их 26 млн раз. На этом фоне лидеры российского рынка выглядят не так впечатляюще. Но спрос – это половина дела.

Чтобы шеринг был успешным, нужно чтобы техника окупалась быстрее, чем ломается. Не сумев справиться с этой проблемой, погорели сразу несколько московских сервисов каршеринга премиальных автомобилей.

С этой же проблемой столкнулась и компания Lime в период активной экспансии.

Whoosh заявляют, что их софт позволяет самокатам проводить что-то вроде самодиагностики и вовремя сообщает о близкой необходимости ремонта.

Впрочем – это не отменяет ни сезонность, ни, что самое главное – губительные для аккумуляторов холода.

Но похоже, что это надолго

Sharing Economy, или экономика совместного использования – набирающая инвестиции тенденция мирового масштаба. Коворкинги, каршеринги, совместные поездки, кратковременная аренда жилья – все это уже привычные нам составляющие Sharing Economy. На очереди, еще не слишком развитые в России – шеринги спортинвентаря, строительных инструментов и, вообще, аренды вещей. В Китае, например, есть сервис аренды зонтиков.

Желание сэкономить и падающие возможности потребителей делают кратковременное владение нужной вещью – привлекательными. Мировые инвестфонды не предрекают этому сегменту экономики ничего кроме роста, так что мировой экономический кризис, помимо прочего, покажет, как далеко человечество готово зайти в желании поделиться, и от обладания чем не сможет отказаться.

Читать также