В конце прошлого года Instagram стал крупнейшей соцсетью по числу пользователей из России, обойдя «Вконтакте», Facebook и все остальное. Именно эта соцсеть стала главной торговой площадкой для целого поколения молодых российских бизнесменов. Целый класс новых налогоплательщиков – самозанятые, практически поголовно зарабатывали с использованием Instagram. Одновременно, в этой сети продвигались крупные бренды, как с помощью прямых рекламных кампаний, так и через инфлюенсеров – новой формации блоггеров, пользовавшейся большой популярностью в России.
И вдруг… ДопОфис выяснил у калужских предпринимателей, чей бизнес был связан с Instagram, как они перенесли блокировку соцсети?
Внимание! Компания Meta которой принадлежат социальные сети Instagram Facebook признана в России экстремистской организацией
Исследование Mediascope показало, что после блокировок аудитория Instagram упала на 16%. А по данным Brand Analytics, с 24 февраля по 6 апреля число активных русскоязычных авторов упало на 48%. Количество контента, публикуемого пользователями в Instagram каждый день, также снизилось на 40%. Массовая миграция в телеграмм и Вконтакте, которую мы наблюдали после объявления о блокировках, на самом деле обернулась разочарованием – оказалось, что ни по вовлеченности, ни по функционалу, ни по охвату альтернативы Instagram в России нет. Ей мог бы стать TikTok, но китайская соцсеть предпочла самоустраниться. Но все ли так плохо?
Лиза Кушлянская. Kushliclub
— Я пыталась перейти «Вконтакте», но поняла, что у меня нет времени разбираться с этой сетью и завела канал в Телеграмме. Туда перешло всего 500 человек и эта аудитория, которой просто нужна полезная информация – это не площадка для продаж. При этом меня по-прежнему заваливают сообщениями в Instagram — как ни парадоксально, но через Instagram сейчас приходит гораздо больше клиентов, чем до блокировки. Если раньше у меня было 5-6 заказов в неделю, сейчас такое же количество может поступить за день. Я сейчас не трачу время на контент вообще – только работаю над заказами – куртками, значками и т.д. Мне кажется, открылось неожиданное преимущество блокировки Instagram – теперь там нет рекламы и люди обращаются к тем предпринимателям, с которыми уже работали.
Олег Чабан, студия флористики Лаванда
— Конечно же было больно, обидно, грустно. Все это произошло в тот момент, когда у нас была стадия бурного роста – аудитория прирастала по 5-10 тысяч в неделю. Сейчас у нас 94 тысячи подписчиков в Instagram – это люди, которые пришли целенаправленно за растениями и знаниями о них. Так что мы ни на день не прекращали выкладывать контент. Просмотры, конечно, упали, не все смогли освоить VPN, но тот, кто ищет, тот найдет. Блокировка позволила нам перераспределить людские ресурсы – мы много времени тратили на бесплатные консультации, работали на репутацию, сейчас сосредоточились на продажах. Наши растения сейчас уезжают в самые разные уголки страны – в прямом смысле от: Калининграда (куда ходят только паромы) до Петропавловска Камчатского, куда растения приходится возить самолетами. Более того, мы сами импортозаместили популярную немецкую марку грунта – стало понятно, что он будет исчезать с рынка, так что я прочел их патент и сделал все как там написано и теперь он продается по всей стране. В общем получилось, что лишней работы у нас стало меньше, а денег больше.
Анна Белан, студия подарков Belan Scrap
Я продолжала вести группу в VK даже когда все ушли в Instagram – просто чтобы не класть все яйца в одну корзину и оказалась права. Все, кто раньше покупал через инстаграмм – теперь покупают через VK – никакой просадки по количеству заказов я не почувствовала. Наоборот к постоянным клиентам – добавились новые. Немного, но добавились. Вообще, мне кажется, что от блокировки пострадали в основном блоггеры – самозанятые, у которых есть собственный продукт – быстро адаптировались.
Елена Коптева, бизнесвуман, блоггер, фотограф.
— Я владею пятью бизнесами, самый известный свадебный фотограф в Калуге и самый известный блоггер – благодаря тому, что людям нравится наблюдать за мной. Во-первых, инстаграмм заблокировали, но он также работает. Просмотры упали, но когда твои сторис смотрят несколько тысяч человек – как бы все равно. Да, конечно все привыкли к Instagram, она номер один относительно других, и те кто привык, те, кому интересно — все равно как-то находят способы. Когда ты большая масштабная личность и у тебя диверсифицированный портфель – как в инвестициях. Когда ты вел параллельно Контакт, другие социальные сети, когда у тебя много каналов продвижения, точек доступа к аудитории – все нормально. Instagram все равно остается для меня главным каналом общения. А когда я владелец цветочного бизнеса и там выросли закупки, стоимость товара зависит от курса – тогда капец как чувствуется.
Кажется, будто блокировка Instagram схожа с блокировкой Телеграмма – вроде бы запрещено, но все пользуются. И есть надежда, что в итоге запрет может быть быстро отменен. Но отличие ситуации в том, что компания Meta, которой принадлежат популярные соцсети, была признана экстремистской организацией – а современная история нашей страны не знает случаев, когда решение о признании организации экстремистской по какой-либо причине отменяли. Так что те, кто продолжает вести аккаунты в инсте, в надежде, что когда ее разблокируют, не нужно будет набирать аудиторию заново – конечно правы, но ждать, что это случиться скоро – не стоит.
Бизнесу же, который продвигал свою продукцию через Instagram, стоит продумывать рекламные кампании в других канал на долгосрочную перспективу. Например, в одном из выпусков подкаста Эволюция или деградация, основатель языковой школы EXPESS Павел Морозов рассказывал о том, почему вернулся к старому, доброму отделу продаж по телефону. А здесь мы рассказывали о том, как рекламные экраны меняют поведение покупателя в торговых сетях
В любом случае, отказывать от рекламы — не выход.