«Но ведь я трудился, я изощрялся… За что ж такая <судьба>? За что ж такие удары?.. Где справедливость небес? Где награда за терпенье, за постоянство беспримерное?..»
Н.В. Гоголь, «Мертвые души»
Все мы еще со школьных лет помнят основную сюжетную линию бессмертной поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», могут объяснить, почему она таковой является, дать краткую характеристику каждого емкого образа — типа из галерей персонажей, созданных писателем, вспомнить слова Герцена о том, что эта история болезни, написанная рукой мастера, но не каждый ответит на вопрос, зачем Чичиков покупал мертвые души, каков был его экономический интерес.
Что такое «души»?
В Российской империи существовало так называемое податное население – обязанное платить прямой налог в казну – подушную подать. Основными плательщиками (податчиками) этого налога были крепостные крестьяне.
Подушная подать была введена Петром Первым в 1724 году в результате налоговой реформы. До этого подать взимали с крестьянских дворов, но число этих дворов с каждым годом уменьшалось, поскольку крестьяне, не будь дураками, обносили одним забором несколько домов, сокращая налогооблагаемую базу. А Петру нужны были деньги на строительство флота и Северную войну. В результате деньги стали брать с каждой «души мужского пола». Перепись 1724 года выявила всего в 5,4 млн. душ. Раз в год они должны были платить по 74 копейки с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 копеек с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп. с души.
Может возникнуть соблазн сравнить подушную подать с современным НДФЛ, но такое сравнение будет несправедливым, поскольку подать платили просто все мужчины, не зависимо от того, работали они или нет – отец нескольких малолетних сыновей платил больше, чем отец с одним взрослым сыном, способным работать. Причем платить нужно было, даже если сыновья умирали.
Собственно, это обстоятельство и позволило появиться схеме, которую проворачивал Чичиков. Перепись душ проводилась раз в 15 лет – число душ фиксировалось и помещик, владевший крепостными, должен был платить за них до следующей переписи, независимо от того, прибыло у него крестьян или убыло. И вот именно убывшие – приносящие вместо дохода убытки и интересовали Павла Ивановича.
Где Чичиков собирался брать деньги?
В 1754 году был создан Банк для дворянства, преобразованный в 1786 году в Государственный заемный банк, основной функцией которого было кредитование помещиков, в соответствии с количеством крепостных душ под залог недвижимого имущества под 8 % годовых на срок до 20 лет. Особенностью работы этого банка было фактическое отсутствие наказания за невозврат ссуды. Банк был создан для дворян, а те в Российской империи были ограничено подсудны, а заложенные имения должников было невозможно продать на аукционе – это прямо запрещалось, не смотря на многократные требования генерал-прокурора Александра Вяземского, следившего за казенными расходами.
Считалось, что поиздержавшиеся дворяне на полученную ссуду обустроят свое имение, поправят дела, модернизируют хозяйство и с появившихся прибылей расплатятся с банком, выкупив имущество из залога. Но такого практически не происходило – и имения шли во второй и третий залог, выручка с которых проживалась на широкую ногу. По сути, банк в то время не вел коммерческой деятельности как таковой, а занимался поддержанием штанов стремительно беднеющего дворянства.
Не смотря на, мягко говоря, непрактичность такого рода банковской деятельности, подобную кредитную политику Банк продолжал вплоть до времен, описываемых в романе «Мертвые души»: начала 20-х годов XIX века.
Что за схема была у Чичикова?
Сущность бизнес-операции Чичикова заключалась в следующем. Он купил бы у Манилова, Собакевича, Коробочки и Плюшкина мертвые души как живых крепостных, избавив помещиков от уплаты подушной подати с них. И взяв в Государственном (бывшем Дворянском) заемном банке кредит под залог купчей крепости (договора купли-продажи крепостных крестьян, заверенного нотариально), скрылся бы в неизвестном направлении.
Правда, в годы правления Николая I (1825-1855 гг.) была запрещена продажа крестьян без семьи и земли, но Павел Иванович нашел выход и из этой ситуации. Дело в том, что с 1804 года, в целях приостановления колонизации юга России иностранцами, эти земли заселялись русскими крестьянами и вольными поселенцами. Поэтому Чичиков покупал мертвые души «на вывод» в Херсонскую или Таврическую губернию.
Чичиков купил примерно 400 мертвых душ, предполагая получить в банке двести рублей за душу. Таким образом, в случае успешного осуществления бизнес-операции, Павел Иванович получил бы выручку в размере восьмидесяти тысяч рублей. В те времена это была весьма солидная сумма и, хотя сам Чичиков на страницах романа размышляет о том, чтобы заиметь капитал в 200 тысяч и жить до конца дней без забот, восьмидесяти тысяч тоже вполне хватило бы на дом с участком земли.
В наше время такое возможно?
Афера, которую задумал Павел Иванович вполне могла удастся – система проверки заемщиков, по сути, сводилась к беседе с попечительским советом, которых Чичиков, пожалуй, мог заболтать. Но как мы помним, неблагонадежность будущего заемщика вскрылась еще до того, как он добрался до банка – сработал человеческий фактор, помещики, у которых аферист скупал души, побоялись продешевить. Сегодня для выявления таких аферистов существует кредитная история и судебные базы данных. В наше время Чичикова – дважды пойманного на аферах и растратах в прошлом, скорее всего, не подпустили бы к крупным кредитам.
Если бы Чичиков совершил задуманное преступление (а он его не совершил), то его можно было квалифицировать как подмену залога. Если попытаться представить подобную схему в наши дни, то речь скорее шла бы о получении кредита на развитие бизнеса, которого нет.
Более распространенным вариантом можно назвать оформление кредитов по украденным паспортным данным. И если раньше такое проворачивалось в основном через центры «Помощи страдающим от алкоголизма», то теперь «чичиковы» скупают «мертвые души» в даркнете целыми базами.