— Ну а ПВО нас не грохнет?
— Не должно. Мы знаем направление ветра, с тульской ПВО этот полет согласован, с зональным управлением тоже.
— А сложно согласовывать?
— Нет. Там понимающие ребята, к тому же есть четкий регламент и все стороны ему следуют. Конечно, это еще одна операция, раньше такого не было, но мы же летаем на аэростате и привыкли подстраиваться под меняющийся ветер.
Оказывается, ближе к утру Ока превращается в молочную реку. Плотный белый туман медленно течет по ее руслу и, выходя из берегов, заполняет окрестности. Уже два месяца калужский воздухоплаватель Артем начинает свои экскурсионные полеты с ночного переезда в соседнюю Тульскую область и, хотя это, конечно, не очень удобно, но на самом деле этот час в дороге посреди сонных предрассветных полей — уже особое, редкое и умиротворяющее впечатление.
В цветах флага
В прицепе за нами едет корзина и упакованная в тюк оболочка шар, который многие калужане видели и фоткали. Раскрашенный в цвета флага Калужской области, он парил над городом летними вечерами. Теперь, из-за ограничения на полеты, его видят в основном заспанные жители тульских деревень под Алексином, и Артема это расстраивает.
— Когда человек видит шар в небе — это самая лучшая реклама, ему сразу интересно, куда нужно звонить, сколько это стоит. В обычной жизни у людей редко возникает мысль «а не прокатиться ли мне на воздушном шаре», а вот когда увидишь его в небе — невольно об этом задумаешься. И кстати, захочешь сфотографировать. Я пытался объяснить это калужским бизнесменам – вот идеальное место для вашей рекламы – все подолгу смотрят, все снимают и выкладывают, давайте сделаем брендированную оболочку. Можно даже по схеме вендинга. Но пока дальше «мы подумаем», дело не пошло.
Кстати, в небе над другими регионами можно увидеть гербовые аэростаты, т.е. такие, на которых изображен флаг или герб региона в его настоящем виде. А вот калужское законодательное собрание созданию такого воспрепятствовало, не выдав разрешения. Так что у нас есть только аэростат в цветах флага.
Rock-n-Roll в облаках
Пока старенькая праворукая тойота мчит нас по тульской трассе, Артем ведет себя как заправский таксист, высказываясь в духе: «Вообще-то у меня 4 бизнеса, а это так хобби». Но в данном случае это правда, Артем скорее энтузиаст воздухоплаванья, чем воздухоплаватель-бизнесмен. Зарабатывает он на другом.
— Это не бизнес, это рок-н-ролл. Бизнес у меня другой, я занимаюсь аквариумистикой – установкой и обслуживанием аквариумов в Калужской области. Наши аквариумы можно встретить по всему городу: в ресторанах, торговых центрах, детских больницах. Кроме того, у меня есть сезонный бизнес по уборке снега, а раньше были еще компания по вывозу мусора и стройпортал – площадка по распределению заказов на ремонт между строительными бригадами. Собственно, благодаря бизнесу, я смог без всяких кредитов накопить на покупку своего первого воздушного шара, а вообще на воздушном шаре я оказался случайно.
Тем временем мы прибыли в поле. И снова чувство, что можно было отправиться в этот путь, только чтобы посмотреть на эту тихую росистую красоту. Аэростату не требуется специальной площадки для старта и Артем с товарищами просто ищет скошенное поле, на которое можно удобно заехать.
Наполнение шара и вообще подготовка к полету оказалась делом всего 10-15 минут, даже как-то слишком быстро. Неужели это все? Вы точно сделали все необходимое, чтобы мы могли взлететь больше чем на километр и безопасно приземлиться? Но Артем и его команда выглядят спокойно и очень уверенно, хотя капитан и подтрунивает над своими гостями шуточками типа: «без команды из корзины не выпадать!»
Последний инструктаж, горелки зашипели, обдав волной тепла, и корзина удивительно быстро и без усилия стала подниматься над туманным полем. Первые минуты полета немного пугают. Земля удаляется очень быстро, но корзину при этом совершенно не трясет и не мотает, и эта ее устойчивость добавляет нереальности происходящему. Даже кабинка колеса обозрения больше раскачивается.
Но стоит оторвать взгляд от удаляющейся земли, как красота пейзажа ошеломляет и природный страх высоты отступает.
Легок на подъем
По собственному утверждению, Артем стал воздухоплавателем случайно. Перед самыми соревнованиями в команде у московского пилота освободилось место. Выбывший участник был калужанином и в команде, видимо, решили, что и заменить его сможет только калужанин.
— Мне позвонил знакомый и спросил: «Не хочешь ли заместить выбывшего калужанина». Конечно хочу! Ничего себе! Все бросил, прыгнул в машину и через пять часов был уже в Дмитрове Московской области, где проходили соревнования. Там я впервые полетал и мне настолько понравилось, что потом я лет пять колесил с этой командой по всей стране, участвовал во всем, где запускают воздушные шары. Причастность — это конечно хорошо, но со временем я созрел для самостоятельных полетов, к тому же пилот нашей команды пожилым человеком и возраст давал о себе знать…
— А на какую высоту ты планируешь сегодня подняться? – перебивает с заднего сиденья напарник Артема.
— Не знаю, вскрытие покажет, – отшучивается Артем. – Разрешено 1700 метров. Но сегодня на всех высотах ветер слабый, так что выберем высоту с лучшим направлением ветра и будем там козявиться*.
Отучившись на пилота, Артем, за неимением собственного шара, пришел устраиваться на работу к своему теперешнему конкуренту – Павлу Титову из калужского клуба «Воздухоплаватели» (ему принадлежит шар в виде сердца, который вы могли видеть над Калугой) и сказал: бери меня к себе, я буду у тебя работать, помогать, развивать. И я даже некоторое время проработал в должности, которую сегодня назвали бы smmщиком. Но работать вместе у нас не получилось и в итоге он мне сказал, что шар один, заказов мало и двум пилотам в нем не место.
За год Артем накопил на собственный шар и создал собственный аэроклуб «Калуга Аэро». Теперь в его команде четыре пилота, четыре корзины с горелками и оболочек. В разгар сезона каждый пилот совершает до 60 полетов в месяц два раза в сутки: утром и вечером поднимая шар в воздух. В каждый полет он берет от 2 до 5 человек. Сейчас 9 из 10 не калужане – туристы из Москвы или Тулы. Так что закрытие для полетов неба над Калужской областью парадоксальным образом подстегнуло воздухоплавательный бизнес, извините, рок-н-ролл Артема.
— Если снимут ограничения, вы из Тульской области уйдете?
— Да. В Калуге у нас на всю подготовку к полету уходило максимум полчаса. А тут час-полтора — это только дорога в одну сторону. Слишком много времени и денег. К тому же в Тульской области есть свои воздухоплаватели.
Отказ в полете
— При мне во время полета несколько раз делали предложение руки и сердца. Но я все равно считаю, что лучше, когда пара отправляется в полет уже после того, как в ЗАГСе все прошло хорошо. Потому, что я видел и радостные согласия, и отказы. Девушка ответила: «Я же говорила тебе, что еще не готова, зачем ты на меня давишь» и дальше полет прошел в неловком молчании. От коллег слышал про похожий случай, когда получивший отказ молодой человек сел на дно корзины и до конца полета играл с телефоном. В общем, как подарок на свадьбу полет на воздушном шаре отлично подходит, для романтических предложений тоже подходит, но только если уверен на все 100%.
Чтобы двигаться в нужном (согласованном со всеми службами) направлении, Артем то и дело менял высоту полета отыскивая попутный ветер. Вот мы летим на высоте в полтора километра, а через несколько минут уже задеваем днищем корзины верхушки деревьев. И что удивительно, корзина при этом все так же устойчива – ни тряски, ни толчка от удара. Несколько раз мы проходили над самой землей, даже чуть не сели в поле подсолнухов, но каждый раз быстро и легко взмывали на высоту.
К середине полета понимаешь, что высота все-таки не оправдала некоторых ожиданий. Думалось, что наверху будет холодно и шумно от ветра, а оказалось температура там даже комфортнее, чем у земли и удивительно тихо. Горелки шипят. А остальных привычных звуков нет вовсе. В сочетании с невиданными ранее, а потому захватывающими пейзажами, это очень умиротворяет. Оставить все проблемы внизу – это, пожалуй, слишком громкая фраза, хотя все авиаторы ее любят, но какая-то часть привычных мыслей действительно не успевает взлететь за тобой.
Закончился газ
На высоте связь гораздо лучше, чем у земли и весь полет Артем ориентируется с помощью электронной карты и трекера, периодически ориентируя бригаду подбора. Помощники Артема, готовившие шар к запуску, не остались на месте, а сев в машину, поехали следом, чтобы встретить нас в том месте, где мы сможем приземлиться. Хотя капитан время от времени и сообщал туристам, что: «К сожалению, нас несет к во-о-он тому озеру. А я предупреждал, берите сапоги!»
Спрашиваю у Артема:
— За столько лет и при таком количестве полетов, не могло обойтись без происшествий.
— У нас довольно часто что-то происходит. Например, вчера отказал один баллон, но у нас всегда двойной запас газа и на полете это никак не сказалось, просто переключились и все. Иногда бывают быстрые заходы на посадку. Воздушный шар не имеет руля и летает только по ветру и управлять им можно, только регулируя высоту, потому что на разных высотах направление ветра разное и иногда приходится, пробивая разные воздушные потоки, метить в небольшую площадку, но даже тогда предельно возможная скорость приземления — это шесть метров в секунду, это примерно, как приземлиться на ноги с парашютом. Но мы таких посадок не допускаем, только в спортивных полетах. Чаще всего мы садимся там, куда может подъехать наш внедорожник. Он проходимый, но мы стараемся не испытывать его на прочность каждый раз и выбираем место так, чтобы сесть у нормальной дороги. Август еще и поэтому наш самый любимый месяц – большое количество убранных полей, делает нас неинтересными для фермеров с наточенными вилами.
Место для посадки Артем выбрал как настоящий маркетолог – на границе областей, в виду тульской трассы, чтобы как можно больше проезжающих мимо увидело шар. Ну и обратный путь будет покороче.
На землю корзина встала также легко и плавно как оторвалась от нее два часа назад, и оказалось, что вокруг привычное буднее утро. Шумно, жарко, ты куда-то опаздываешь, а какие-то женщины пьют шампанское из горла**. Только ты почему-то при этом в чистом поле, а не в центре Калуги.
Главный враг Rock-n-Rollа – рутина. Для туристов, это всегда «Вау!» А для пилотов? Два полета в сутки, несколько месяцев подряд и ты наверняка забудешь ту первую радость, что когда-то заставила тебя изменить жизнь и вместо нормальной машины купить воздушный шар. Даже просто чувство опасности и то может притупиться. Но Артем Бондаренко свой главный кайф, как кажется, получает не от самих полетов, а от того, что сможет поднять в небо других.
— Единственное чего я боюсь – это проснуться. Боюсь, что все это окажется сном. Прекрасным, но сном. Я занимаюсь любимым делом, дарю людям незабываемые впечатления, То, ради чего люди и выбирают наш аэроклуб в качестве «сбычи мечт» для дорогих им людей. Ну и, конечно, любой может пополнить ряды нашего аэроклуба — стать волонтёром неба, а в перспективе и пилотом! И я уверен, что вы уже полюбили небо так, как когда-то влюбился в него я.
* По терминологии воздухоплавателей «козявиться» — медленно, но уверенно плестись.
** Обряд посвящения в воздухоплаватели такой.