Общественность сразу отнеслась к идее парка «МИР» скептически. Конечно, нет никаких социологических опросов, которые могли бы это подтвердить, но с того момента, как Ольга Горбунова впервые объявила о планах строительства на берегу Яченского водохранилища, про ее затею чаще можно было услышать «Не взлетит», чем «Вау, классная идея!»
Возможно, причина в том, что горожане не видели такой уж большой необходимости в новом парке, считая его блажью богатой тетеньки. Даже сейчас, под конец по-настоящему жаркого лета, когда польза от наличия в городе хорошо обустроенного пляжа, казалось бы, должна стать очевидна всем, мнения калужан все еще бродят. Одни уверены, что парк не работает, потому, что издалека, виден только недостроенный купол. Другие ворчат, что, скорее всего это все незаконно, и кто-то из Горуправы, наверняка, получает откаты. Есть еще третьи, которые говорят своим мужьям: «Ну, давай сходим, я хочу к водичке», а мужья им в ответ: «Да ну, что там делать?»
Неправы все — парк работает, все законно, там есть чем заняться.
— Парк должен был состоять из трех зон — пляжной, спортивной и развлекательной. Последняя должна была возникнуть вокруг нашего долгостроя — Указывает демиург «МИРа» Ольга Горбунова на скелет сферы, ставшей символом парка — четыре тысячи квадратных метров для проведения концертов и общегородских мероприятий. Но поскольку в прошлом году мы вообще ничего не заработали, а в этом только-только начали, то пока у нас просто нет денег, чтобы все это закончить. Чтобы достроить сферу нужно около 8 миллионов. В начале, строители говорили, что сфера обойдется в 9 миллионов, сейчас там 11 и еще 8 надо. Обсчитались на десяточку в большую сторону. А вообще, чтобы довести до ума весь проект нужно не меньше 15 миллионов рублей.
— А сколько уже вложено?
— Сейчас здесь 30 миллионов. И это целиком мои деньги, ни кредитов, ни инвесторов.
— Долго ли вы решались на то чтобы начать?
— Года два я искала территорию. Тогда я начинала проект Captain Catering, мы много стажировались за рубежом, и там я не раз видела подобные площадки для общественных мероприятий. Захотелось создать подобную в Калуге, и я пошла в горуправу. Требования были такие: площадка недалеко от города, но далеко от жилых домов, у воды и с подведенным газом. Мне сказали: «Это фантастика, ты такой не найдешь». И действительно не нашла — газа здесь нет, но по всем остальным пунктам эта территория нам подходила, хотя и была запущенной. Старый пляж, какое-то кафе и заросли.[Tag1]
— И вы попросили у Горуправу отдать вам эти заросли в аренду?
— Территория уже находилась в аренде у ОООшки. Переоформить договор аренды на меня они не смогли, так что мне пришлось эту ОООшку покупать. Тут меня тоже обманули. Пока мы договаривались, директор фирмы говорил, что стоимость аренды будет 80 тысяч за сезон, а в момент заключения сделки, уже у нотариуса, показывает расчет, а там 380 тысяч! В пять раз выросла цена! Психологически он поступил правильно, но непорядочно. Я уже с деньгами, на взводе… Согласилась. Решила, что буду искать варианты снизить цену. Пыталась сделать переоценку кадастровой стоимости, но в компании «МАЛТОН» мне объяснили, что такой ход мне невыгоден. Хорошо, что к тому времени у меня уже был готов проработанный проект, который очень понравился управлению архитектуры, где мне подсказали, что поскольку у меня запланировано несколько спортивных площадок, можно поменять назначение участка. Благодаря этому мне снизили аренду до 50 тысяч с почти 400. Это, я считаю, — большой успех!
— Почти сразу после запуска к проекту возникли вопросы у проверяющих органов.
— Да, начались проверки. Конкуренты или просто любители жаловаться сразу начали писать в проверяющие органы. К нам приходили и о ОБЭП, и Прокуратура, и Росприроднадзор, и Роспотребнадзор. Штрафов наложили на 400 тысяч, но где-то мы сумели отбиться, где-то штрафы заменили предписаниями. В итоге остался только штраф в 100 000 рублей за отсутствие канализации. Я судье говорю: «Вы наказываете меня за то, что я по закону не имею право делать! Здесь природоохранная зона, тут запрещено прокладывать канализацию! Вот письмо из Горуправы, в котором написано, что согласно договору аренды, я не имею права строить здесь очистные сооружения!»
— И судья вас наказала?
— Наказала!
Недоделанный символ
Первый этаж — 25 метров в диаметре, а общая высота — 15 метров. Внутри пространство разделено на четыре круговых уровня. Центральная часть первого уровня — это как бы сцена, а второй и третий — зрительный зал, четвертый уровень — отдельный закрытый зал. Все сделано для того, чтобы устраивать шоу с элементами воздушной гимнастики. При этом банкетная вместимость сферы 500 человек — оригинальная площадка для корпоративов, свадеб, концертов и прочих массовых сборищ.
— Когда вы поняли, что вы ее не достроите?
— Проектировать, закупать металл гнуть и красить подрядчик начал зимой 2016 года и обещал, что в конце июня она уже будет готова. Но быстро выяснилось, что он не намерен отвечать за свои слова. Подходит срок, у меня уже кончились деньги, а сфера все еще не готова. Четвертый этаж собирал уже другой подрядчик, под моим руководством.
— И, тем не менее, год назад вы открылись, а ведь лето было так себе.
— В прошлом году лета не было вообще. Дней десять в августе и все. Но и они помогли нам понять некоторые ошибки, которые мы допустили при страте, и сейчас исправились. Сделали душ для ног, кнопки вызова официанта на пляж, детский бассейн, батут и так далее. Мы поняли, какие вечеринки мы можем тут проводить. В общем хоть заработать нам и не удалось, но опыт получили.
МИР изо льда
На самом деле, первые посетители пришли в парк «МИР» зимой 2016-2017 годов. Буквально за месяц здесь вырос ледовый городок, две гигантские горки с шестью 100-метровыми выкатами, каток, целая выставка ледяных скульптур, поляна сказок, ледяной трон и все это с подсветкой и сияет. Вечерами, вид был просто сказочный! Вход в сказку стоил 300 рублей на весь день и горожане думали, что хозяйка парка сказочно богатеет.
— … А после хренового лета, наступила хреновая зима. Горки под дождем смотрелись очень печально, а многие калужане мучились вопросом: «сколько же Горбунова на этом потеряла?»
— Мы даже не открывались — так что ничего не потеряли. Гораздо более печальная ситуация была, когда все думали, что я на этих горках сказочно богатею. В 2016-м году, летний сезон мы не открывали, а вот зимний решили попробовать. Свой проект я презентовала в Горуправе, мне похлопали, спросили, чем помочь. Я ответила, что денег не прошу, потому что знаю, что их у города, как всегда, нет, но очень помогло бы письмо от города крупным предприятиям, мол, обратите внимание на этот проект. Ну что для Фольксвагена 200 тысяч? Собралось бы пять компаний, уже можно было бы строить. Но предприняла ли Горуправа попытку помочь, я не знаю. Готова была отказаться от идеи, но почти случайно позвонила в компанию Ледоруб. И директор, Сергей Храмцов, мне сразу сказал: «а давай со мной этот проект начнем». Я была в тот момент в Москве, мы сразу сели в машину и поехали сюда смотреть место. Ему нужна было, чтобы я взяла на себя всю административную работу, всю творческую и финансовую составляющую он взял на себя. Прибыль договорились делить 15/85 в его пользу.
— Почему он так загорелся? У него был успешный опыт строительства подобных парков?
— В Красноярске он делает это проект уже 15 лет. Но там люди привыкли к подобным развлечениям, а у нас про них уже забыли. К тому же он поверил в то, как описывает нашу область официальная статистика. Регион-лидер, средняя зарплата 30-40 тысяч, куча иностранцев, Москва рядом и на каникулы москвичи все прут сюда. Он сам потом говорил, что не понимает, почему Калугу не удалось раскачать.
— А вы как считаете, почему не удалось?
— Первое впечатление нам погода испортила. Открытие у нас было 2 января, неожиданно пошел дождь. А ледовые фигуры — они солнца так не бояться, как дождя — он их съедает. Тут была готова целая концертная программа, песни, пляски, катание на лошадях, а в результате: дождь, низкие тучи и все фигуры укрыты пленкой. Появились негативные посты в соцсетях. Писали, что в Эмиратах и в +40оС фигуры стоят, что в Москве тоже ничего тает, и никто не захотел войти в положение и понять, что это не мы дождь вызвали. Негативные отзывы сказались на посещаемости, даже когда погода наладилась, и у нас тут все играло и сверкало. А потом ударили морозы −20оС. Лошади не выходят, певцы не поют, народу нет. 7 января сделали бесплатный вход — народ пришел, на следующий день платный вход — никого нет. Делали скидки в 50% для жителей «Кошелева» — шиш. Делали скидки для студентов — шиш. Подростов 13-15 лет, на которых мы рассчитывали, просто не было. Только младшие школьники, которых мамы приводили, а подростков не было. Оказалось, им просто не нужны такие развлечения, они про них не знают, не понимают в чем тут кайф.
— В общем, в этом году горок тоже не будет?
— Нет. Это такой «геморрой» с которым я больше связываться не намерена. Тут все очень сильно зависит от погоды, и, к тому же, сами калужане этот проект похоронили на корню. Я писала в соцсетях, что те, кто высказывал свое первое «фу», были необъективны и оттолкнули от наших ледяных забав людей, которым все это могло бы понравиться. Разве какой-нибудь инвестор сунется с подобным проектом в Калугу после того, как узнает, что Храмцов потерял на этих горках 5 миллионов рублей? Когда узнают, что люди у нас мало чем интересуются, ничего не хотят. Мы устраивали праздник на 23 февраля. Погода была шикарная — «мороз и солнце»! Мы выставили фронтовую кухню, угощали самогоном. Можно был сдать нормы ГТО, пострелять в тире, погреться у костра, послушать фронтовые песни, посмотреть на реконструкцию боев за Калугу, поучаствовать в конкурсах. Билет стоил 200 рублей, а одна семья унесла подарков на 15 тысяч. Но всего пришло человек 30, не больше. А в этом году на День семьи любви и верности в парке проводили сразу 22 мастер-класса, все поделки можно было унести с собой, а еще был массаж, макияж, фокусы, бесплатный плов, мороженое в азоте… и вход всего 100 рублей, почти никто не пришел.
— Ну, а почему никто не приходит?
— Многие говорят, что нет рекламы, но я вкладывала в рекламу столько, сколько могла. Больших рекламных бюджетов у меня нет, но даже то, что было потрачено, серьезного эффекта не дало. Человек должен сам интересоваться тем, что происходит в городе и те, кому интересны масштабные и яркие события, знают про наши вечеринки, мастер-классы, спортивные занятия, про наш пляж. К сожалению, таких не много. А большинство даже не запоминают, где увидели рекламу, самый эффективный инструмент — сарафанное радио.
— Этим летом полегче?
— Гораздо легче. Калужане про нас знают, приходят, отдыхают и благодарят. Есть, конечно, и такие, кто говорит: «Ой, а мы вообще не знали, что в Калуге такой парк есть». Некоторые ошибочно думают, что вход в парк платный — это не так. Платить нужно только за использование пляжного инвентаря и оборудования. Мы соблюдаем все требования Водоохранного кодекса. Но его писали, опираясь на опыт европейских стран, где другое отношение и к природе и к частной собственности. У нас же, если забором не обнесено — значит это ничейное. Можно брать, ломать, делать все что угодно. Я не раз наблюдала, как у нас в парке взрослые люди специально ломали детские качели. Качается и смотрит, выкручиваются там болты или нет, если нет — сильнее будет давить. А окурки, закопанные в песок, хотя у нас много мест для курения?.. Если вы гуляете по парку и видите, что какая-то скамейка качается, это не обязательно означает, что это мы недоделали, скорее всего, ее кто-то уже расшатал. Негатив все еще есть, это неприятно и мешает работать.
МИР для бизнеса
На самом деле парк «МИР» — это проект B2B. Целевая аудитория парка «МИР», как коммерческого проекта, вовсе не калужские семьи, а калужские предприятия. Для калужан — это место интересного и недорогого семейного досуга. А вот зарабатывать парк, по замыслу Ольги Горбуновой должен на крупных компаниях и заводах, которым для корпоратива уже не хватает ресторанов. Нельзя сказать, что эта ниша в Калуге совсем уж пустует, но в ней в основном представлены санатории и базы отдыха с соответствующей спецификой, дизайном и сервисом. А «МИР» — первая специальная площадка для корпоративного отдыха и вот тут, кажется, и кроется главная проблема — те, кто должен был заказывать банкеты, затягивают пояса. Сейчас «МИР» зарабатывает только на собственное содержание и прибыли не приносит.
— Нет ощущения, что промахнулись?
— Есть. Я давно уже все глазенки выплакала. Я поняла, что сезонный бизнес — это безумие, особенно в Калуге. В воодохранной зоне зарабатывать не на чем, людей практически невозможно заставить соблюдать правила. Они приносят еду с собой — я не могу им этого запретить — оставляют упаковки в урнах, а за хранение, вывоз и утилизацию ТБО должна платить я. Алкоголем тоже торговать нельзя, поскольку для этого нужно капитальное строение, которого я не могу построить в природоохранной зоне… Могла бы вместо этого купить две квартиры в Майами, сдавать их в аренду и жить, не имея всех этих проблем и негатива.
Но я привыкла все доводить до конца. Если все бросить при первых трудностях, то зачем тогда вообще было начинать. Я вбухала в этот проект все деньги и мне просто некуда отступать. Если бы я все бросила в прошлом году, или ясли я брошу все сейчас, я совершенно точно ничего не достигну. А если буду продолжать, то что-нибудь обязательно получится.