Всем, кто занимался организацией свадьбы в Калуге, известно о мастерской «Podushe», которая уже много лет занимается оформлением торжеств и праздников. Некоторые даже слышали о мастерской «По делу», которая занимается изготовлением того, чем оформляются торжества и праздники. А вот про бюро интерьерных решений «Понедельник» слышали только те, кому приходилось искать дизайнера для кафе, магазина или офиса. А ведь всем этим занимается одна и та же семья.
Сначала Виталий и Анна Сердунич оформили собственную свадьбу, потом свадьбу друзей, потом свадьбу других друзей и стало понятно, что есть спрос, который нужно закрыть предложением. Ну и все закрутилось — придумали название: мастерская «Podushe», выложили портфолио в соцсети, поучаствовали в свадебной выставке и все пошло-поехало. Московским «филиалом» мастерской занимались брат Виталия Александр и его жена Екатерина.
Мы встретились с Виталием и расспросили его о том, как получить у заказчика четкое ТЗ, и по каким признакам можно понять, что дизайнер тебя не обманывает.
— На свадебном рынке конкуренция между оформителями большая?
— Учитывая, что три года назад количество клиентов у нас было значительно больше, я полагаю, что рынок вырос, и вместе с ним конкуренция. С другой стороны, пусть это прозвучит нескромно, это чисто количественный рост. По качеству и ресурсам не многие местные оформители нам могут соответствовать, просто в силу того что у нас есть собственная мастерская со столярным, сварочным оборудованием, покрасочной комнатой. Это подтверждают и местные свадебные выставки — серьезных конкурентов мы там не видим. Но здесь еще нужно учитывать и вопрос цены. Мы можем сделать многое и сделать это качественно — поэтому наши услуги стоят дороже. Практически любой цветочный салон может привести цветы и расставить их по столам, и это тоже будет называться «оформление свадьбы». Но многим этого достаточно. Кому-то по эстетическим, кому-то, по финансовым соображениям. Ну не все калужане могут себе позволить потратить 300 тысяч на оформление свадьбы. В тоже время в Москве серьезные оформительские компании не имеют заказов меньше миллиона рублей.
— И вы занялись интерьерными решениями. Кто был первый клиент?
— Это был магазин LookWood. Он располагался в лофте «Циолковский», который тогда только открылся. Владелец был первым человеком, который спросил у нас: «А магазин вы можете оформить?» Бюджет был просто смешным, но сама идея нас захватила. Мы прикинули, что не сильно рискуем, и согласились. Тогда как раз набирал популярность стиль heritage — пни, топоры, пилы, на стене висел настоящий череп коровы, полки были сварены из металла и рабицы. Все было нарочито грубым и простым. Получилось, на самом деле, хорошо. Этот заказ до сих пор висит у нас в портфолио, и нам за него не стыдно.
— А заработать на нем удалось?
— Мы работали не бесплатно, но это был, скорее, эксперимент и проба собственных сил.
— В результате эксперимента вы поняли, что у вас есть еще одна сфера деятельности. И стали искать новых клиентов.
— Да. До этого мы даже не задумывались, что оформление интерьеров тоже может приносить прибыль. Но парадокс в том, что клиентов мы не искали. Все приходили к нам сами. Причем уровень клиентов рос. На каком-то этапе нашими постоянными заказчиками стали PUB 102 и Peppers Pizza. Мы оформляли столовую КГУ — там далеко не все удалось реализовать, но проект получился нестыдным…
— С новым корпусом КГУ, похоже, никому не удалось до конца реализовать задуманное.
— …Потом появились компании, которые хотели, чтобы занялись оформлением их офиса. И не только. Недавно мы работали с заводом MACO. Там, к приезду руководства из Австрии, нужно было как-то оформить коридор. Мы сделали в нем timeline истории завода, и получилось отлично. И задумку, и исполнение оценили высоко.
— С каким пространством проще работать, с офисом или заведением общепита?
— Па самом деле, большой разницы нет, просто задачи несколько разные. В случае с кафе нужно вписать в оформление кухню, зону раздачи, оборудование и т.д. В случае с офисом таких требований меньше. Проще всего работать, когда заказчик тебе доверяет и дает свободу. Так было в случае с офисом группы компаний «Малтон». Мы сказали, что будем переделывать все. Нам ответили: «Ок». И так оно и было. Когда перед тобой белый лист — работать проще.
— С чего вы начинаете работать?
— Со встречи с заказчиком, по результатам встречи у нас должно появиться внятное техническое задание…
— Это реально? Как получить внятное техническое задание на дизайн?
— Это сложно. Недавно к нам пришел клиент у которого не было понимания как его помещение должно работать, как должно быть зонировано, сколько мебели ему потребуется, я уж не говорю про стилистику… В большинстве случаев, к нам обращаются именно за стилистикой — технические решения у клиента уже есть. Но иногда, чтобы взяться за стилистику, нужно проработать с клиентом весь его проект. Тогда мы создаем опросник отвечая на который, заказчик формулирует ТЗ. У него у самого складывается картинка. Мы спрашиваем: «Стойка будет «островом» или «полуостровом»? Заказчик спрашивает: «А в чем разница?» мы объясняем, и он понимает, какая стойка ему нужна. Мы спрашиваем: «Посадка посетителей будет жесткой, или мягкой?»
— А он говорит: «Не знаю!»
— Тут у него есть варианты. Он может не знать или сомневаться, но у него есть возможность выбора. Как правило, человек с опытом быстро начинает понимать, что ему нужно. Сложнее когда опыта нет. Например «Станцию «Фруктовая» ребята делали вообще без опыта, у них было только название, а что и где будет стоять, мы понимали вместе. Очень помогает в этом деле малярный скотч — освобождаем помещение и начинаем размечать будущую планировку. И сразу понятно поместится ли диван, можно ли к нему будет подойти.
— ТЗ получено. Что дальше?
— Дальше мы разрабатываем концепцию и собираем ее в moodbord — это такой альбом, где каждой зоне посвящена отдельная страница с использованием фото-референсов. Примеров, иллюстрирующих нашу идею. Из мудборда понятно, как будет выглядеть интерьер: цвета, мебель, освещение, общий стиль. Глядя на мудборд, заказчик понимает: нравится ему или нет. Как правило, нравится. Тогда мы переходим к технической части: обмерам помещения, чертежам, плоскостным разверткам и т.д. В итоге заказчик получает еще и проектную ведомость, в которой указана стоимость всех материалов, комплектующих и мебели с адресами, где все это за такую цену можно купить. Не включена только стоимость строительных работ — ее заказчик определяет сам при найме строителей. Кажется что проектная ведомость — очевидная вещь, но на самом деле это наша конкурентное преимущество — мало кто делает так же.
— Стройкой вы не занимаетесь?
— Мы занимаемся всеми закупками, полной комплектацией объекта, контролем процесса, но не самими строительными работами. У нас есть бригада строителей, с которой нам удобно работать, и мы рекомендуем их заказчику. С этими людьми мы реализовали ни один проект, их помощь бывает нам очень кстати.
— Провалы бывали у вас?
— Такого, чтобы заказчик был абсолютно недоволен результатом — к счастью, не бывало. Но иногда требуются некоторые доработки. Например, в январе 2017 года мы подарили новую жизнь старейшему ювелирному магазину Калуги «Кристалл-рубин». К 65-летнему юбилею они решили обновиться. Получилось хорошо, мы очень гордимся этим проектом. Но оказалось, что в процессе эксплуатации стойке продавца потребовалась доработка. Заказчик не предъявлял претензий, просто оказалось, что она не совсем подходит, и мы ее переделали. Такая «докрутка» проекта —вполне нормальная практика.
Интерьер магазина Кристалл-Рубин. Стойку продавца о которой говорит Виталий, можно увидеть тут.
— Как понять, что дизайнер тебя не обманывает?
— Важно четко понимать, что и за какие деньги делает дизайнер. У нас есть коммерческое предложение, в котором описаны все этапы работы и указано, сколько они стоят. Клиент может посмотреть его еще до первой встречи. Потом мы предоставляем проектную смету, где тоже все расписано с конкретными ценами и адресами. Мы не пишем, что диван стоит 200 тысяч рублей, когда он стоит 50. Заказчик может все сам проверить. Новому клиенту мы всегда показываем не просто портфолио, но и документацию по другим проектам, чтобы у него было четкое представление о том, что он получит в итоге. Такая прозрачность исключает возможность обмана со стороны дизайнера.