— Зная наш калужский рынок, могу с уверенностью сказать, что часть кальянных не закроется — станут работать по ночам, — убежденно рассказывает Рамазан Гостьев, совсем недавно открывший большую кальянную на Театральной. — Если заведение и раньше нарушало закон, почему оно именно сейчас должно перестать? Хотя я хочу верить, что по такому серьезному поводу кальянные последуют распоряжениям калужского правительства, и закроются. Мы же поставим наш бизнес на паузу. Отдохнем. Поищем новые направления для приложения сил.
«Ввести запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и в иных аналогичных объектах», — говорится в распоряжении Правительства России, посвященном новым мерам борьбы с коронавирусом. Под «иными аналогичными объектами», надо полагать, имеются ввиду собственно кальянные, которые в течение последних лет с бешенной скоростью открывались по всей России.
Кальянная индустрия в России достаточна молода. Специализированные заведения для курения кальянов стали открываться в крупных городах всего каких-то пять лет назад и, по сути, превратились в «новые кофейни». В том смысле, что мысль «а не открыть ли мне кальянную?» стала такой же частой, как «А не открыть ли мне кофейню?»
И, как это всегда бывает с новым успешным направлением бизнеса, его тут же попытались запретить. Первая атака на кальянный бизнес пришлась на 2018 год. Но тогда инициатива депутатов Госдумы как-то затерялась. Новая попытка была предпринята буквально в декабре прошлого года. Внесенный в Госдуму законопроект, распространяет действие ст. 6.24 КоАП РФ, предусматривающей взимание штрафов за курение табака в запрещенных местах, на электронные сигареты, вейпы и кальяны. В число мест, где нельзя курить, входят спортивные учреждения, заведения общепита, помещения общего пользования многоквартирных домов и т. д. Штраф за нарушение требований составляет от 500 до 1000 рублей.
Законопроект был принят в первом чтении, но дальше пока не продвинулся. Если он вступит в силу, заказать кальян в обычном баре будет нельзя, а в специальной кальянной невозможно будет купить напитков.
Впрочем, коронавирус изменил все: дополнительных чтений ненужно — кальяны просто объявили вне закона.
Империя пара
Рамазан попробовал кальян в 2008 году и почти сразу стал предлагать диковинку посетителям ресторана «Усадьба», где он работал официантом. А вот правильно готовить кальян он научился только спустя несколько лет, устроившись кальянщиком в первую в Калуге «Чайхону». Управляющим там работал специалист из Москвы — он то и поднатаскал Рамазана в профессии.
— Я стал известен в городе как мастер. На меня шли. Имя Рамазан стало ассоциироваться с кальяном. В «Чайхону» часто приезжали ребята из Москвы, — вспоминает Рамазан. — Они меня спросили: «не хочешь заняться такой темой, как аутсорсинг кальянов?». В Москве это было уже популярно, а в Калуге про такое никто не слышал. Ты предоставляешь заведению — бару или клубу — кальяны, работников, продукцию и работаешь за процент. Мы со старшим братом решили попробовать. Первые вложения были всего порядка 20 тысяч рублей и старт получился очень хороший. Скоро у нас было больше 20 заведений на аутсорсе — мы были самые мастодонты. Следом открыли и собственную кальянную Imperia Lounge на Кирова.
Но аутсорсинговая империя просуществовала недолго — почти все сотрудники, которых Рамазан с братом научили делать кальяны, стали работать поодиночке. А то и вовсе открыли собственные кальянные.
— Заведения, с которыми мы работали, быстро поняли, что им необязательно делиться со мной. Зачем работать со мной 50\50 если можно моего же кальянщика уговорить за 30%? Они говорят: «Давай ты сам вози, ты же сам умеешь делать — Рамазан же всему научил. Сменщика себе найди и все будем работать 70\30». И все соглашаются — работают ведь в основном студенты. Но эта экономия, как обычно бывает, обернулась потерей качества, потому что у кальянщиков больше не было начальника, который разбирался бы в том, что они делают. Я могу отличить хороший кальян от плохого, могу понять, что человек делает не так, а менеджер бара не может.
Лишь бы заработать
Нужно признать, что молодой кальянный рынок нуждается в регулировании. Низкий порог входа привлек в этот бизнес людей, нацеленных на получение легких денег, а не на создание устойчивого бизнеса с нормальным сервисом.
«The Пар», новая кальянная открытая Рамазаном на Театральной улице, оказалась в сложных условиях. По всему городу открылось не меньше 20 курительных заведений разной степени презентабельности. И стремительный рост предложения на рынке неизбежно привел к падению цен. Получилось, что рынок большой, клиенты есть, но денег никому не хватает, что в свою очередь приводит к не совсем законным способам сокращения издержек.
— Многие новые клиенты, приходящие в «The Пар», говорят, что выбрали нас, в том числе и потому, что у нас есть онлайн-касса. Можно расплатиться картой, в большинстве других кальянных только наличка. Люди просто не платят налоги. И при этом еще и валят цены, пытаясь увеличить приток клиентов. Даже несовершеннолетних пускают — лишь бы заработать, но в итоге, чистыми получают по 40-50 тысяч в месяц.
Почему запретили именно кальяны?
В запрете курения кальянов в период эпидемии, безусловно, есть логика: коллективное курение — это воздушно-капельный обмен. Но в случае со специализированными заведениями речь может идти о просто антисанитарии.
— Мы ведь почти общепит, а значит должны соблюдать определенные нормы. В моей кальянной вся посуда, все кальяны моются и дезинфицируются после каждого использования, но есть места, где колбы не моют месяцами — выливают воду, заливают новую и все. Вообще, в любой калужской кальянной нужно первым делом зайти в туалет. Если там все чисто и аккуратно, есть мыло и кран не течет, значит, есть шанс, что и кальян вам сделают нормальный, и другие посетители заведения окажутся приличными людьми.
Рейды и штрафы
Что будет дальше, не готовы сказать даже в Кальянном союзе России, но показательных рейдов там, уже опасаются: «…предписаний не появилось, но контролировать будет Роспотребнадзор и полиция. А это значит рейды и приостановление деятельности сроком до 90 суток, далее — передача в суд и административные взыскания (объем пока неизвестен). Однозначно уже в ближайшие дни будут показательные рейды, каковые уже прошли в регионах, где приказ появился раньше».
Но и без рейдов понятно, что запрет, пусть и временный, ставит существование индустрии под вопрос. Заведение, где главной статьей расходов является аренда, проще закрыть. Тем более, что запрет, очевидно, продлится не один месяц. Больше всего от столь решительной антивирусной меры проиграют те, кто пытался вести бизнес честно — платил налоги, вкладывался в расходные материалы и развитие. Меньше всего пострадают те, кто просто «стриг бабло» с любителей подымить. С другой стороны, запрет может стать для этой сферы чем-то вроде карантина, который остановит распространение заведений с низкой культурой обслуживания.